ИДАЦИЙ - Страница 3

Идаций описывает также упадок церковной дисциплины и распространение ересей. Картина вторжения варваров, их жестокость и зверства усиливают представление о гибели Римской империи. Исследователи отмечают, что красочное описание крушения традиционных устоев и ценностей римского общества придаёт хронике необычный для этого жанра драматизм. Начиная с первого крупного поражения в битве с готами при Адрианополе (378 г.) борьба в империи нарастает, неудачи римлян в битве с варварами следуют одна за другой. Повествование завершается описанием бесчинств варваров в Испании в 460 гг. Наблюдая падение императорской власти на Западе, Идаций считает это событие исполнением апокалиптических пророчеств и признаком конца света. От «Хроники» Евсевия-Иеронима Идаций сохраняет принцип датировки: в отличие от других западных хронистов, также продолжателей Иеронима (Проспера Аквитанского, Марцеллина Комита), он отказывается от обозначения дат по именам консулов. Идаций следует восточной датировке по олимпиадам, которую использовал Евсевий Кесарийский, а также датировке по годам правления императоров. В двух случаях вводятся года междуцарствия – 424 г. помечен как год после царствования Гонория, т.к. хронист не признавал узурпатора Иоанна (423–425 гг.), а 466 г. – как год после царствования Ливия Севера. Иногда Идаций вводит дополнительную хронологию, так называемую испанскую эру (с 38 г. до н.э.), которая в вестготский период станет общепринятой в Испании (исследователи не исключают, что присутствие испанской эры в «Хронике» Идация является более поздней интерполяцией). По мнению исследователей, при составлении хроники Идаций использовал сочинение Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах», возможно, и другие его труды, а также «Хронику» Сульпиция Севера, «Историю» Павла Орозия. Из творений Августина Блаженного автору были известны полемические труды против манихеев, присциллиан и оригенистов. По мнению исследователей, в распоряжении Идация также находились «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера, переписка святого Павлина Ноланского и послания Иоанна Антиохийского, посвящённые оригенистским спорам. В начале VI в. «Хроника» Идация была использована анонимным автором при составлении так называемой Галльской хроники 511 г. В VII в. она стала одним из основных источников святого Исидора Гиспальского в работе над «Историей о королях готов, вандалов и свевов». В VII–VIII вв. «Хроника» Идация была полностью включена в состав «Хроники» Псевдо-Фредегария, составитель которой иначе распределил её материал, уделив основное внимание истории Галлии, и дополнил его собственными комментариями.

 



 
PR-CY.ru