ИРОДИАНЕ - Страница 3

Появление иродиан именно в этих местах Евангелия вполне соответствует религиозно-политической ситуации в Палестине, когда жаркие споры вызывал вопрос об уплате налогов непосредственно императору, что считалось нарушением первой заповеди закона Моисеева. Там, где власть была в руках зависимых от римлян иудейских правителей, они сами собирали налоги и отдавали часть их римским властям, выполняя таким образом нейтральную в религиозном отношении функцию «отмывания денег». Появление в этой ситуации (Мк. 12:13) фарисеев также достоверно, ибо они разделяли радикальную позицию отказа от уплаты подати императору, участвуя, например, в движении, возглавляемом Иудой Галилеянином (см. в ст. Зилоты). В историческую ситуацию вписывается и второй эпизод с иродианами. В непосредственном контексте вопрос Иисуса «должно ли в субботу… душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:6; т.е. убивать или исцелять) отсылает к спорам о возможности вести войну в субботу. После события времени Маккавейского восстания, когда иудеи отказались в субботу сражаться и позволили сирийцам уничтожить себя (1 Макк. 2:41), сопротивление врагу и в субботу было разрешено. Поскольку решение вопроса о войне и мире было привилегией правящего класса, то только его представители и могли участвовать в спорах. Но даже если принять аргументы противников исторической связи иродиан с фарисеями, это вовсе не исключает существования группы сторонников Ирода Антипы, которую Марк вполне мог назвать иродианами (наименование тогда могло быть создано по аналогии с обозначением сторонников Ирода Великого. Интерес Ирода Антипы к проповеди Иисуса Христа и его вражда к Нему засвидетельствованы в Евангелиях (Мк. 6:14–16; Лк. 9:7–9; 13:31–32; 23:6–12), и для получения информации Ирод Антипа мог использовать в качестве шпионов своих слуг, что было в то время широко распространённой практикой. В литературе иродиан отождествляли также с ессеями, религиозной группой, существовавшей во время служения Христа, которой, по сообщению Иосифа Флавия, Ирод Великий оказывал покровительство, однако эта позиция не нашла поддержки у большинства исследователей. В иродианах видели также близкую к саддукеям группу так называемых сынов Боэта, известную из раввинистических источников. По мнению Х. Хёнера, сближение иродиан с саддукеями можно видеть в параллельных текстах Мк. 8:15 (где помимо основной традиции – «закваска Иродова» есть вариантное чтение – «закваска иродианская») и Мф. 16:6 (где говорится о «закваске саддукейской»). В период служения Христа большинство первосвященников принадлежали к саддукейскому семейству Анны, но прежде (при Ироде Великом) и после него (с 41 г., когда к власти пришёл Агриппа I) первосвященников назначали не из числа саддукеев, а преимущественно из рода Боэта, или боэтусеев. На этом основании Х. Хёнер допускает, что иродиане были именно члены рода Боэта, поставленные прежде сторонники Ирода. В некоторых раввинистических источниках боэтусеи отождествляются с саддукеями, однако в таком случае исследователям непонятно, почему евангелист Марк назвал эту группу именно иродианами.



 
PR-CY.ru