ИРОДИАНЕ - Страница 2

Сообщение Епифания Кипрского об иродианах понимается некоторыми исследователями как указание на группу тех, кто верили, что Мессией был Ирод Агриппа I (41–44 гг.), внук Ирода по линии Мариамны, т.е. правитель из рода Хасмонеев. Во время его краткого правления почти вся территория царства Ирода Великого вновь была объединена в одно государство. Этот правитель известен исследователям также преследованиями первых христиан (ср.: Деян. 12:1–4). Однако в таком случае наименование должно было возникнуть только после 41 г. Вряд ли наименование «иродиане» могло использоваться до того, как эта группа возникла, или долгое время после смерти Агриппы. Против историчности связи иродиан с фарисеями исследователи приводят несколько аргументов. Во-первых, оспаривается возможность присутствия фарисеев в Галилее в I в. Кроме того, связь иродиан с фарисеями в Евангелии от Марка объясняют результатом редакторской деятельности евангелиста, который решал таким образом конкретную богословскую задачу: показать, что угроза жизни Иисуса Христа со стороны двух основных (религиозной и политической) сил присутствует в течение всего времени Его общественного служения. Иродиане и фарисеи выступают вначале в разгаре Его полемики с противниками (Мк. 3:6) и вновь уже ближе к концу, в Иерусалиме (также в ситуации споров), – обе сцены, таким образом, служат своего рода обрамлением истории проповеди Иисуса. Однако описанную евангелистом Марком связь вполне исследователи считают характерной для религиозно-политической ситуации в Палестине в начале I в., и в частности, в Галилее в период правления Антипы. Иродиан в таком случае можно представить как группу сторонников династии, состоявшую из представителей правящего класса, идеология которой совпадала с идеологией царя Ирода Великого: поддерживать царскую власть для сохранения независимости государства и личных связей с правящими семьями Рима. Близость иродиан к фарисеям в таком случае объясняется совпадающими интересами: стремлением сохранить мир и независимость, что мог обеспечить только иродианский правитель. Если иродиан рассматривать как историческую группу, то, скорее, можно представить, что это были слуги и придворные Ирода Антипы. Их внимание к Иисусу неудивительно, учитывая и интерес к Его проповеди у тетрарха Галилеи. По сравнению с Иоанном Предтечей, которого Антипа велел казнить, Иисус Христос воспринимался как ещё более опасный проповедник, Который путешествовал по Галилее с проповедью о грядущем Царстве. Если вера в то, что Иисус был потомком царя Давида, получила распространение во время Его общественного служения, то понятно беспокойство сторонников Антипы, который и сам вынашивал планы получить от императора царский титул. В пользу историчности евангельского предания, по мнению некоторых учёных, говорит то, что иродиане упоминаются Марком в сцене исцеления в субботу (Мк. 3:6) и в споре о подати кесарю (Мк. 12:13) и не упоминаются Матфеем (за исключением Мф. 22:16) и Лукой.

 



 
PR-CY.ru