ИРОДИАНЕ

ИРОДИАНЕ – в Новом Завете обозначение одной из групп противников Иисуса Христа. Иродиане упоминаются в связи с двумя эпизодами, когда они объединялись с фарисеями в борьбе против Иисуса Христа. Первый произошёл в Галилее, где Иисус исцелил сухорукого человека и где иродиане и фарисеи попытались погубить Его (Мк. 3:6). Второй имел место в Иерусалиме, когда фарисеи и иродиане задавали Иисусу Христу провокационный вопрос об уплате налогов римскому императору (Мк. 12:13; Мф. 22:16). В Евангелиях от Луки и от Иоанна иродиане не упоминаются. Вопрос о том, кого может обозначать это наименование, остаётся предметом научных споров. Греческое слово «иродиане» не встречается в источниках ранее I в. н.э. (кроме указанных трёх мест в Мк. 8:15 есть вариантное чтение: в папирусе 45 (III в.) говорится об «иродианской» закваске, но, скорее всего, как полагают исследователи, этот вариант вторичный; большинство более ранних и более поздних рукописей содержат чтение «закваска Ирода»). Греческое наименование «иродиане» восходит к латинскому слову «Herodiani», построенному по аналогии с «Cesariani», «Pompeniani» и др. (встречаются в источниках не раньше II в.), которые обозначают политических сторонников или слуг определённых лидеров. В Палестине название могло быть дано римлянами. Наименование «иродиане» позволяет исследователям понимать его как указание на слуг Ирода, его придворных или вообще на любых сторонников режима Ирода, без уточнения, были ли они организованной партией или нет. У Иосифа Флавия исследователи встречают грецизированную форму слова «иродиане», указывающую, судя по контексту, на группу сторонников Ирода Великого в гражданской войне с Антигоном. Сторонники Ирода позднее описываются Иосифом как те, кто «заодно с Иродом». Контекст, в котором обозначение употребляется (рассказ о гражданской войне), не позволяет исследователям видеть в этой группе религиозно-политическую партию. Несмотря на скупость источников, в научной литературе представлено больше десятка различных толкований термина «иродиане». В них видели религиозную группу (секту), верившую в мессианство Ирода (хотя среди сторонников этого толкования нет единства в том, какой Ирод имеется в виду: Ирод Великий или один из представителей династии – Ирод Антипа, Агриппа I Ирод или Агриппа II Ирод). Вариант этой гипотезы: иродиане – религиозная секта, основанная или поддерживаемая Иродом Великим. О такой секте сообщает уже Епифаний Кипрский. Иродиане, согласно Епифанию, – иудеи, которые относили к царю Ироду пророчество Быт. 49:10 (Септуагинта: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придёт»), как пишет Епифаний, «кому положено», или, как читается в других списках, «доколе не придёт отложенное ему», т.е. ожидали возвращения Ирода как Мессии (о таком мессианском движении сообщает уже Тертуллиан) и Иоанн Златоуст считает, что это были солдаты Ирода, уверовавшие в его мессианство. Другие раннехристианские авторы понимают иродиан иначе. Согласно Кириллу Александрийскому, иродиане в Новом Завете – это просто мытари. Иродиане были известны Иерониму Стридонскому.

 



 
PR-CY.ru