ИМЕНА в БИБЛИИ - Страница 4

В одном из «Азбуковников» есть замечание: «Первых родов и времени человецы бывшее и прежде закона и сущии в законе и в благодати до некоего времени деяху детям своим имена, якоже отец и мати отрочати изволят или от взора и естества детища или от времени, или от вещи, или от притчи… Такожде и славяне прежде крещения их даяху имена детям своим сице: Богдан, Бажен. Первой, Вторый и ина такова». После принятия христианства естественно было ожидать появления на смену прежних славянских имён  новых, употреблявшихся в византийской церкви. От XI в. есть уже много примеров христианских имён: Георгий, отрок князя Бориса (1015 г.); князь Евстафий Мстиславич (1033 г.). Наряду с христианскими употреблялись языческие имена, частью древнерусские, часть появившиеся позднее, которые употреблялись и самостоятельно, в качестве личных имён. Обычай был так силён, что языческие имя носило даже духовенство, например, «Герман, зовомый Воята», новгородский священник, «Упирь Лихый» – священник. До XIII в. князья обычно носили два имени: одно мирское, «княжое», другое – христианское. Первое считалось главным; им летописей обозначал князя при всех политических обстоятельствах его жизни, а христианское имя употреблял, говоря о церковных событиях, особенно упоминания о кончине; по мнению исследователей, летописец хотел сохранить имя князя для его поминовения. С XIII в. князья чаще встречаются с христианским именем. Иначе обстояло дело с именами в других классах общества. До XIV исследователи редко встречают два имени вместе среди именитых людей, но в XIV–XV вв. этот обычай был очень распространён; он исчезает в XVI – XVII вв., причём ни русскому, ни христианскому имени не отдавалось предпочтения. Ещё позднее появился обычай носить два имени среди низшего класса (в середине XV в.). По мнению митрополита Евгения (Болховитинова) и историка Николая Ивановича Костомарова, второе имя давали и хранили втайне, во избежание над ним колдовства, но, скорее, как полагают исследователи, второе имя давалось в качестве прозвища, например, летопись упоминает о Богдане, «а имя Бог весть». К имени прибавлялось отчество; оно появляется довольно рано. В качестве особенностей отчеств исследователи отмечают, что отчества иногда происходили от женских имён, например, «Василь Настасич», смоленский боярин; иногда происходили от языческих имён и прозвищ: «Мякуш Феодоров Макаров» и рядом – «Данило Сопля» и сын его «Ивашко Соплин», «Иван Тетеря» и «Стефан Тетерин». Отчество употреблялось в качестве фамилии, например, «Любейков сын, а зять Коваленков». В последующее время (после XVII в.) употребляются лишь христианские имена. В руководстве при наречении имени Священным Синодом издан «Месяцеслов всех святых, празднуемых Восточной церковью». Новое имя даётся при вступлении в новую жизнь, откуда произошёл обычай давать новое имя при пострижении  монашество: имя меняется дважды – при принятии малой схимы и великой, каждый раз в знак высшего отречения от мира и посвящения на особенную службу Богу.



 
PR-CY.ru