ИМЕНА в БИБЛИИ - Страница 3

Получение нового имени от Бога (сх. 65:15; Откр. 2:17 и др.) указывает на наступление нового отношения к Богу. Имена, которые носили различные народы, составляют важный памятник народного духа и нравственного смысла. Подобным образом имена, ходившие в Израиле, составляют замечательные свидетельства о его особом призвании, и ни у каких других народов исследователи не встречают сравнительно столь многих имён религиозного происхождения. Религиозное значение имён усиливалось тем, что наименование мальчиков связывалось с обрезанием (Лк. 1:59; 2:21). Имя имело столь большое значение, что назваться именем кого-либо другого значило выразить притязания на права его наследства (Втор. 25:6–7). Дети часто принимали имя своего отца, в знак чего к собственному имени прибавлялось в начале слово «Бар», или «Вар» («сын»), как это видно в словах Варфоломей, Вартимей, Вар-Иона и др. В позднейший период израильской истории проникло много иностранных имён – арамейских (Марфа, Тавафа и д.), греческих и др. Многие иудеи присоединяли к своему первоначальному еврейскому имени какое-нибудь иностранное имя, как это видно на примере Иоанна-Марка (Деян. 12:12), Иисуса-Иуста (Кол. 4:11) и др. По учению православной церкви, всякому, вступающему в неё, даётся новое «христианское» имя, т.е. имя, носитель или носительница которого были прославлены церковью и причислены к лику святых. Это обычай появился с первых веков христианства, с тех пор как многие имена были прославлены их носителями подвигами мученичества и праведной жизни. Естественно, что если евреи или язычники давали имя в честь своих великих людей или близких родственников, то тем больше поводов имели христиане давать имена в честь великих святых. Этим самым они как бы вводили новых членов в теснейший союз с Богом и Его церковью, ставили их под покровительство святых, которым они и призывались подражать. Иоанна Златоуст в беседе на книгу Бытия пишет: «Христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица как на образец добродетели и блаженства». Чем больше в нас деятельного усердия подражать святым, тем сильнее невидимое предстательство их за нас перед Богом. Благоговея перед именем Христа спасителя и перед именем Пресвятой Девы Марии Богоматери, православная церковь не даёт вступающим в неё ни имени «Иисус», ни «Мария» во имя Богородицы. По существующим правилам православной церкви имя даётся перед крещением, для чего не назначается определённого дня, хотя и рекомендуется следовать в этом отношении примеру Христа Спасителя, Которому было наречено имя в восьмой день после рождения (Лк. 2:21). В немедленном после рождения младенца наречении его христианским именем видно желание родителей скорее видеть дитя запечатлённым именем святого под невидимым его покровом. Что касается славян, то до принятия христианства, не обладая запасом собственных имён, полученных позднее от крестившей их византийской церкви, она должны были обращаться к собственному языку для различения по именам отдельных личностей.

 



 
PR-CY.ru