ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ - Страница 2

Ещё одна монотеистическая группа иудействующих, существовавшая в Палестине и Финикии, была отмечена Кириллом Александрийским в сочинении «О поклонении и служении в Духе и истине». По его словам, они именуют себя «чтущими Бога» и «следуют какому-то среднему пути богопочтения, не предаваясь ни обычаям чисто иудейским, ни обычаям эллинским, как бы надвое разрываемые и разделённые». Последнее из известных исследователям направлений подобного рода – целиколы (лат. сaelicolaе) – «чтущие небо», или «небожители». Они жили в Северной Африке, где влияние иудаизма сохранялось и после распространения христианства. Против этой секты были изданы закон 407 г. от имени императоров Гонория, Аркадия и Феодосия II, согласно которому целиколы были осуждены вместе с современными им еретиками, и закон 409 г. от имени императоров Гонория и Феодосия II, направленный против «чтущих небо», а также против тех, кто не соблюдают воскресный день и обращаются в иудаизм. Во втором законе меры против сектантов повторяли традиционный запрет на переход христиан в иудейскую веру. Целиколы упоминаются также в письме Августина Блаженного, который сообщает, что глава «чтущих небо» ввёл практику повторного крещения и «этим нечестием многих сбил с пути». Следовательно, «небожители» были христианской сектой. В Средние века взаимные обвинения в «иудействовании» были характерны для представителей различных христианских течений. В VIII–IX вв. в Византии была известна секта афинган, до недавнего времени причисляемая к иудействующим. Немного сведений сохранилось в источниках о сущности их учения, и те, что известны исследователям, во многом противоречивы; в современной науке нет единого мнения о содержании их учения. Согласно византийским авторам, афингане жили в Малой Азии (во Фригии и в Ликаонии) и на Балканах, их представители встречались также и в Константинополе. Хронист Продолжатель Феофана характеризует афинган как христианскую «ересь нового вида», адепты которой, практикуя крещение, соблюдали при этом Моисеев Закон (кроме обряда обрезания). Каждый посвящённый получал в качестве личного наставника еврея или еврейку. По другим данным («Хронография» св. Феофана Исповедника, Вальсамон), афингане занимались прорицаниями, астрологией и магией, используя прирученных змей. В византийских источниках эта секта рассматривается наряду с павликианами; её происхождение исследователи связывают с проживанием в некоторых малоазийских городах многочисленного еврейского населения. Византийский император Михаил I Рангаве (811–813 гг.) изгнал афинган из Константинополя. Согласно Продолжателю Феофана, приверженцем этой ереси с детства был император Михаил II Травл (820–829 гг.), который родился в городе Аморий во Фригии. Некоторые современные византинисты видят в афинганах не религиозное течение, а практиковавших магию и гадания крещёных цыган. В XIV в. в Византии отмечено существование секты «хион», о которой сохранилось чрезвычайно мало сведений. «Хионе» упоминаются в диспуте, который состоялся в 1354 г. вблизи города Бурса в Малой Азии. Беседа происходила между пребывавшим в плену у османов Григорием Паламой, с одной стороны, и турками и «хионами» – с другой.

 



 
PR-CY.ru