ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ – возникшее в христианстве и принятое в научной традиции обозначение ряда религиозных течений и сект, сформировавшихся под влиянием иудаизма и/или только через буквальное восприятие Ветхого Завета; их члены не были евреями по происхождению, но следовали иудейским обычаям, часто сохраняя при этом неиудейские верования, представления и практики. В эллинистическую эпоху в языческой среде появились группы так называемых боящихся Бога. Категория «боящихся Бога» была обширной: в неё входили те, кто вносили иудейского Бога в свой пантеон богов, те, кто придерживались монотеизма, и те, кто следовали моральным предписаниям евреев, а также соблюдали субботу, не употребляли в пищу мяса «нечистых» животных, участвовали в жизни иудейской общины и т.д. Иудействующие из числа язычников неоднократно упоминаются в «Деяниях святых апостолов» как благосклонно относившиеся к христианам или сами принимавшие христианство (Деян. 10:2; 13:16, 26, 43, 50; 16:14; 17:4, 17; 18:6–7). Множество общин «боящихся Бога» располагалось в Северном Причерноморье. Одним из их центров в I–IV вв. был город Танаис, в котором существовали религиозные ассоциации, воспроизводящие структуру языческих, – так называемые фиасы почитателей «Бога Высочайшего». В IV в. многие боспорские иудействующие стали христианами. С появлением христианства наименование «иудействующие» стало устойчивым выражением с негативной окраской, использовавшимся в полемических целях. К иудействующим иногда относят секты назареев, эвионитов и елкезаитов, появившиеся в эпоху ранней церкви, но в современном религиоведении их принято называть иудеохристианами, т.к. в отличие от «классических» иудействующих представители этих течений вышли из иудейской среды (см. ст. Иудеохристианство). Некоторые исследователи считают иудействующими мандеев, но другие полагают, что религия мандеев связана с гностицизмом или так называемыми крестильными сектами периода Второго храма (см. ст. Мандеизм). К иудействующим исследователи причисляют также ипсистариев. Представители этого течения (IV в., Каппадокия) соблюдали субботу и некоторые иудейские пищевые запреты, но отвергали обрезание. По утверждению Григория Богослова (отец которого принадлежал к этой секте до обращения в христианство), ипсистарии «поклоняются огню и светильникам», их учение состоит из противоположностей – «языческого заблуждения и подзаконного мудрования». С иудеями сопоставляет «ипсистиан» Григорий Нисский: они, по его словам, почитают Бога Всевышнего или Вседержителя, но при этом «исповедуют какого-то Бога, Которого именуют Высочайшим, или Вседержителем, но не признают Его Отцом». Другая аналогичная группа – массалиане («молящиеся»), о которых исследователям известно из «Панариона» Епифания Кипрского. Согласно Епифанию, первоначально под этим именем существовала языческая, а впоследствии христианская (возникшая в Месопотамии или в Антиохии) секта. Она была осуждена Соборами в Сиде и Константинополе. Члены секты, не будучи евреями по рождению, воздавали честь «Одному, называя Его Вседержителем», устраивали молельни и, собираясь при множестве зажжённых светильников, со свечами воспевали Богу «какие-то заунывные песни и хвалы». При этом они верили во Христа.

 



 
PR-CY.ru