ИОАНН ОТШЕЛЬНИК, Иоанн Ксен - Страница 4

Служба, изданная в 1782 г. Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976 гг.), была составлена им из произведений других гимнографов (использовал рукопись, родственную рукописи XVII в.). Служба 1782 г. была переработана Иларионом (Кацулисом), епископом Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 г. В ней зафиксировано предание, что в церкви св. Виктора на острове Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова Иоанна Отшельника. Однако, согласно современной критской церковной традиции, мощи Иоанна Отшельника (честная глава, верхняя челюсть, рука и шесть других частиц) хранятся в монастыре Гдернетту. Другая служба в честь Иоанна Отшельника была написана настоятелем Мириокефальского монастыря иеромонахом Матфеем (Кирмизакисом; ум. вскоре после 1856 г.) и издана в 1922 г. Анфимом (Леледакисом), епископом Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи Иоанна Отшельника были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 г. новая служба Иоанну Отшельнику была составлена монахом Герасимом Микраяннанином. Древнейшее изображение Иоанна Отшельника (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/1329 г. в селении Скудиана близ Канданоса. Наиболее раннюю из сохранившихся икон исследователи датируют первой половиной XVI в. – «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 г. была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвящённой Иоанну Отшельнику, авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило, выделявшаяся размером. Иоанн Отшельник был изображён седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим пророка Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке – мученический крест, левая, помещённая перед грудью, обращена ладонью вперёд. Слева от святого представлен сонм монахов, с которыми Иоанн Отшельник получил общецерковное прославление, и показано чудесное перемещение Иоанна Отшельника на расстеленной рясе через пролив между Гавдосом и Критом. Справа в нескольких сценах изображена мученическая гибель святого: его ранил стрелой охотник, которому Иоанн Отшельник открылся и у которого принял покаяние, в верхней части – успение Иоанна Отшельника в присутствии ангелов, уносящих его душу. Наиболее ранний пример подобного извода – икона XVII в. В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе и её упрощённый вариант – икона с ктиторской подписью: «Моление раба Божьего Кириака с женою и детьми» (вторая половина XVII в., Византийский музей, Афины); точное повторение извода – на иконе того же собрания начала XVIII в. Другой вариант этой же композиции, когда фигура святого не выделена размером, и отсутствует изображение группы монахов, – на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (Византийский музей, Афины). Создание икон с образом Иоанна Отшельника продолжалось и в Новейшее время, о чём свидетельствует, например, икона 1820 г. «Святые Антоний Великий и Иоанн Отшельник», исполненная в традиционной манере с подписью: «Моление раба Божьего Михаила Пресбинита Пападам…» и находящаяся в церкви монастыря апостола Матфея в Ираклионе, подворье монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Святые представлены прямолично, в небесном сегменте – полуфигура благословляющего Спасителя. Облик и одежды Иоанна Отшельника традиционные, его правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой – крупных размеров чёрный крест и свиток.



 
PR-CY.ru