ИНКОРПОРАЦИЯ - Страница 4

На основе этих канонов декретисты сформулировали учение о церковном патронате, базирующемся на праве владельцев распоряжаться доходами и заведовать вопросами имущества принадлежавших им храмов (temporalia), а также представлять кандидатуру приходского священника на утверждение епископу (spiritualia). В источниках XI – начала XIII вв. исследователи выделяют две группы частных храмов, принадлежавших духовным лицам и организациям. К первой группе относят храмы, близкие по правовому положению к предписаниям канонов о церковном патронате, в которых власть владельца ограничивалась отдельными правами, прежде всего, правом назначать приходского священника и пользоваться приходским имуществом (например, приписываемое папе Урбану II постановление на Соборе в Пьяченце (1095 г.) о приходских церквах, построенных монастырём на собственные средства в принадлежащих ему виллах и замках). Во вторую группу входят храмы, церковный владелец которых обладал широкими правами на «temporalia» и «spiritualia», что делало возможным получение доходов с прихода и сводило к минимуму или даже полностью исключало вмешательство местной церковной власти в вопросы замещения приходских должностей (например, к таким храмам отнесены приходские церкви, переданные епископом монастырю со всеми правами). В начале XIII в. появляются грамоты, определяемые историками как инкорпорационные привилегии. В них Римские папы или правящие епископы передавали церковным владельцам приходских храмов (монастырям, госпиталям и др.) права пользования их доходами за вычетом содержания для служивших в них викариев (pars congrua, sustentatio congrua), а также права назначать в них священников или предлагать епископу кандидатуру для рукоположения. Как правило, при этом епископы закрепляли за собой получение с церковного владельца прихода определённых ежегодных выплат, а само предоставление этих прав обосновывалось экономическими потребностями получателей. Данные правоотношения описывались в привилегиях чаще всего словами «ecclesias concedere» или «ecclesias in proprietatem concedere» («предоставлять церкви в собственность»), «in possesionem ecclesiae introire» («вступать во владение церковью»), «pleno iure pertinent» («полноправно принадлежа»), «ecclesiae utroque iure subiectae» («церкви, принадлежащие на основе обоих – церковного и светского – прав») и т.д. Часто речь шла об узаконении уже существовавших отношений: папа или епископ официально предоставлял монастырю или другому церковному учреждению, владевшему частным храмом, дополнительные права, назначая его как юридическое лицо на должность настоятеля прихода. Инкорпорационные права касались только распоряжения доходами, которые шли духовенству, и формально не затрагивали средств, предназначенных на церковное строительство и ремонт приходского храма (fabrica ecclesiae). Тем самым, хотя при инкорпорации приход переставал существовать как юридическое лицо, приходской бенефиций сохранял некоторую правовую самостоятельность. На протяжении XIII в. количество привилегий, связанных с инкорпорацией, быстро росло, т.к. она давала монастырям и другим церковным учреждениям большую свободу в приобретении новых храмов, при этом они получали взамен фиксированной патронатной ренты полное распоряжение доходами принадлежавших им приходских храмов, а также наделялись самостоятельностью в приходских делах.

 



 
PR-CY.ru