ИСТИНА - Страница 11

Во всех этих случаях речь идёт о полноте рассказа и отсутствии в нём намеренных искажений фактов; это особо подчёркивается в русском переводе «Одиссеи» Василия Андреевича Жуковского, который передаёт греческое слово описательно, выражением «ничего не скрывая» (например: «Всё я, мой сын, объявлю, ничего от тебя не скрывая»). Так понимаемая «истинность» рассказа обеспечивается, прежде всего, тем, что рассказчик передаёт в нём нечто, испытанное на собственном опыте: так, в песни 11 «Одиссеи» Ахиллес расспрашивает Одиссея о судьбе Пелея и Неоптолема, в ответ Одиссей обещает «рассказать всю истину» о Неоптолеме и излагает историю их совместных странствий, т.е. то, что сам пережил, тогда как о Пелее, с которым он не встречался, ему нечего сказать. Таким образом, два наиболее важных свойства истины как сообщения – полнота и неискажённость. Последнее свойство является основанием для противопоставления истины и лжи – прежде всего, в высказываниях, описывающих личный опыт человека. Например, в песни 13 «Одиссеи» говорится, что Одиссей не стал «говорить истину», а предложил вместо неё богине Афине выдумку, «миф»; в песни 14 Эвмей рассказывает, что путешественники часто «лгут, не заботясь о том, чтобы высказать истину». В этом смысле прилагательное «истина» может употребляться не только по отношению к высказываниям, но и к людям, уклоняющимся в своих словах и поступках от лжи, т.е. к ведущим себя правдиво и честно. Так, у Гомера упоминается «истинная женщина-рукодельница», которая честно взвешивает шерсть. Наиболее характерный пример такого словоупотребления встречается в «Теогонии» Гесиода, где говорится, что «Понт родил Нерея, нелживого и истинного» (смысл этой характеристики Гесиод поясняет в следующих далее строках: «Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде / Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах»). В сочинениях Гомера «истина» является не единственным термином, используемым для описания тех вещей, событий и высказываний, к которым относится современный термин «истинное». В качестве наиболее распространённого синонима прилагательного «истина» у Гомера выступают другие формы, по мнению многих филологов, однокоренное с глаголом «быть» и обычно указывающее на нечто «подлинно сущее», «настоящее», «действительное», «реальное» (всего более сотня вхождений у Гомера). Так, Гомер нередко использует устойчивое выражение в значении «если нечто на самом деле так, то это будет иметь такое-то следствие»; например, в песни 13 Гектор говорит: «Ежели истинно к брани восстал Ахиллес быстроногий, / Худо ему, как желает он, будет!». Помимо этого слова Гомер употребляет также прилагательные преимущественно в значении «нечто, исключающее ошибку», и в значении «нечто подлинное, настоящее». Хотя области значений слов, используемых для выражения тех или иных аспектов истинности, у Гомера часто пересекаются, к настоящему времени исследователям удалось установить некоторые характерные отличия в их употреблении.

 



 
PR-CY.ru