ИСТИНА

ИСТИНА (лат. veritas) – основополагающее религиозное, богословское и философское понятие. В соответствии с христианским вероучением, высшая Истина – это Сам Бог (ср.: Иер. 10:10; Ин. 14:6), от Которого происходит любая тварная истина: как истина бытия, т.е. самотождественность тварных вещей и их открытость для человеческого разума, так и истина познания, т.е. способность человека приобретать достоверное знание о Боге и мире. В синодальном переводе слово «истина» обычно используется для передачи древнееврейского слова и реже для передачи происходящего от того же корня слова («Бог истины» в Ис. 65:16). В Септуагинте в соответствующих контекстах, как правило, стоят слова от того же корня. Первоначальное значение слова – «надёжность», «верность». Блудница Раав, принявшая в Иерихоне посланных Иисусом Навином соглядатаев, просит их поклясться в том, что они пощадят «дом отца» её, и дать ей «верный знак» (Нав. 2:12) В Книге Притчей Соломоновых говорится о том, что «сеющему правду» предназначена «награда верная» (Притч. 11:18). Слово употребляется в значении «правда», «справедливость» в сочетаниях со словами «милость» и «мир»: «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?» (Быт. 24:49). В синодальном переводе и в Септуагинте в подобных контекстах слово часто понимается как «истина»: «Милость и истина встретятся...» (Пс. 84:11). В некоторых случаях употребления слова в значении «нечто надёжное, верное» может также быть понято и как «нечто истинное». Так, царица Савская, обращаясь к Соломону, сказала: «...верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей» (3 Цар. 10:6); переводчики Септуагинты для передачи слова используют прилагательное: «...Истинно то слово, которое я услышала». Исследователи отмечают немало и других случаев, когда Септуагинта понимает это слово как «истина», в то время как в синодальном переводе делается попытка передать более точное значение. Например, в книге «Второзаконие» говорится о том, что если пройдёт слух, будто жители какого-то города склоняются к язычеству, то это дело необходимо исследовать: «...И если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города остриём меча» (Втор. 13:14–15); в Септуагинте словам «это точная правда» соответствует «это бесспорная истина». В значении «истина» слово используется в Ветхом Завете в различных контекстах, однако общая закономерность, по мнению исследователей, состоит в том, что «лишь изредка Ветхий Завет осмеливается сказать, что свойством какого-либо человека (или людей) является “истина”». Источником и носителем истины обычно считается Бог: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи (в евр. тексте – Яхве), Боже истины» (Пс. 30:6). В этом и многих подобных текстах Ветхого Завета речь идёт о том, что «Бог есть Истина в Своём отношении к человеку, в особенности к общине (т.е. к избранному народу) и к её членам». По значению к выражению «Бог истины» приближается наименование «Бог верный» (Втор. 7:9) – это Бог, Которому Израиль может верить, поскольку Он «хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9).

 



 
PR-CY.ru