ИРИНЕЙ, Нестерович Иван Гаврилович - Страница 4

Исследователям известен гравированный портрет Иринея 1879 г. работы Лаврентия Авксентьевича Серякова, изданный в качестве приложения к журналу «Русская старина» (1879 г., том 26; отдельный лист в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии), а затем в книне «Русские деятели в портретах, гравированных академиком Л.А. Серяковым» (СПб., 1882 г., том 1). Ириней представлен вполоборота влево, по пояс, в архиерейской мантии и чёрном клобуке, на груди панагия, ордена св. Анны и св. Владимира, правой рукой именословно благословляет, в левой держит архиерейский жезл с навершием в виде змеиных голов и сулоком. Он сравнительно молод, с крупными правильными чертами лица и тёмной бородой средней величины, внизу раздвоенной. О существовании раннего портрета Иринея в одной из келий братского корпуса упоминается в описи имущества Вознесенского монастыря в Иркутске 1840 г. (Государственный архив Иркутской области). В собрании Вологодского музея-заповедника хранятся три живописных, профессионально исполненных портрета, ранее считавшиеся изображениями епископа Евлампия (Пятницкого). Один из портретов поясной, репрезентативного характера, имеет подпись художника Николая Ивановича Катина с датой 1848 г., когда Вологодскую кафедру занимал епископ Евлампий. Погрудный портрет, поступивший из Духовской церкви Вологды, является своего рода натурным этюдом к этому парадному полотну, которое происходит из Димитриева Прилуцкого монастыря. Третий портрет (из вологодского древлехранилища, куда поступил в 1902 г. от мещанина Н.В. Серебрякова) написан масляными красками на бумаге, наклеенной на холст, полностью идентичен по иконографии погрудному варианту; на обороте подрамника надпись: «Еп. Ириней». Исследователи предполагают, что на всех портретах изображён Ириней, проживавший под надзором в Димитриевом Прилуцком монастыре до 1848 г. Инспектор Вологодской губернской гимназии Фёдор Николаевич Фортунатов упомянул в воспоминаниях, что Н.И. Катин написал портрет Иринея для Прилуцкого монастыря «старанием отца казначея Илариона по заказу А.Г. Волковой». Портрет Иринея числится в документах монастыря, он находился в настоятельских кельях (Главная опись Спасо-Прилуцкого монастыря 1914 г.; Вологодский музей-заповедник). Судя по дате, парадный портрет был создан в связи с назначением Иринея настоятелем Толгского Введенского монастыря и отъездом его из Вологды. Ириней представлен вполоборота влево, в рясе и чёрном клобуке, на груди панагия с ростовым образом Божьей Матери, орденский знак и звезда св. Анны первой степени и орден св. Владимира третьей степени. На большом портрете 1848 г. в руках Иринея – чётки и листы бумаги (указание на учёные занятия). Из надписи на обороте следует, что это часть большого комплекса произведений («Съ правой стороны нижний рядъ 1 м. отъ дверей»). На всех портретах архиерей имеет узнаваемый облик (тёмные глаза, густую окладистую бороду с проседью, бородавку возле переносицы) и аналогичную трактовку лица в академической манере; отличия от более условного гравированного портрета исследователи объясняют передачей возрастной характеристики Иринея.



 
PR-CY.ru