ИПОСТАСИ, большие ипостаси - Страница 2

В рукописях со средневизантийской нотацией ипостаси записаны чёрными или красными чернилами. В поздней традиции (например, в рукописях Апостола Констаса) различие по цвету стало связываться со значением знака, т.е. с полным (длительным) «действием», в случае когда чернила чёрные, и с частичным (кратким) «действием» для знаков, написанных красными чернилами. Ипостаси обычно расположены под интервальными знаками. Если на ранней, развивающейся и развитой стадиях средневизантийской нотации ипостаси использовались умеренно, то на поздней стадии, связанной с появлением и распространением калофонического пения (главным образом, с начала XIV в.), увеличиваются количество ипостаси и число их разновидностей, многие из них стали записываться красными чернилами. Частое использование красных ипостаси в новом украшенном стиле периода возрождения греческого певческого искусства (1650–1720 гг., согласно М. Хадзиякумису) может быть связано с графической кодификацией хирономии в то время, когда развитое искусство управления хором стало предаваться забвению. В этот же период (с 1670 г., начиная со священника Баласиса) в качестве параллельного феномена появляется фиксируемый музыкальный «экзегезис», для которого характерна запись мелодического рисунка более аналитическим способом, т.е. с использованием большего числа интервальных знаков и меньшего числа различных видов ипостаси. Музыкальное значение ипостаси исследовали многие учёные начиная с конца XVIII в. (например, Гийом Андре Виллото, О. Флетчер, Константин Псахос, Генри Тильярд, Эгон Веллес, Димитрий Кономос, Симон Карас, Константин Флорос, Г. Статис, Г. Амаргианакис, Ф. Апостолопулос, И. Арванитис, К. Трёльсгор и др.). Многие западные палеографы интепретируют ипостаси, прежде всего, как знаки выразительности, в то время как учёные в Греции, придерживающиеся традиционного направления, подчёркивают связь ипостаси с различными формами «экзегезиса», особенно в процессе «расширения» мелоса в «пространном» методе интерпретации. На современном уровне изучения проблемы исследователи делают заключение, что ипостаси принадлежат к музыкальной традиции, в которой устная практика имела решающее значение. В средневизантийской нотации ипостаси связаны со структурированием мелоса и с музыкальным формообразованием (англ. shaping; нем. Gestaltung) в областях 1) времени (ритма, агогики), 2) ладового пространства (различных уровней орнаментации – от простых украшений до сложных трансформаций мелодического «остова» и модуляций/альтераций), 3) выразительных средств (динамики, артикуляции, расцвечивания, фразировки, характера).

 



 
PR-CY.ru