ИПОСТАСИ, большие ипостаси

ИПОСТАСИ, большие ипостаси – вид знаков византийской нотации. В древнегреческой риторике этот термин обозначал фигуру речи, служащую для полного выражения или для развития какой-либо идеи. В византийском певческом искусстве ипостаси получил развитие в контексте средневизантийской нотации (XII – середина XIX вв.) и был тесно связан с хирономией – искусством управления хором с помощью особых жестов. Многие формы ипостаси в качестве составных знаков появились уже в ранневизантийской нотации (середина X – конец XII вв.), некоторые из ипостаси сохранились в нотации Нового метода (с 1814 г.). С XIV в. в теоретических трактатах термин «ипостаси» использовался как синоним терминов «большие знаки» или «неинтервальные знаки» и обозначал группу из порядка сорока знаков, которые противопоставляются так называемым звучащим, т.е. интервальным, знакам. Перечень ипостаси содержится, например, в «Протеории» XIV в. (Российская национальная библиотека). Перечисление ипостаси предваряется рубрикой «О других знаках большой хирономии, которые также называются великими ипостасями». В списке содержится сорок простых и составных знаков, включая некоторые из «больших удлиняющих знаков» (аргий) и различных фтор (модуляционных знаков и/или знаков альтерации). В более поздних перечнях фторы образуют независимую категорию знаков, в то время как некоторые удлиняющие знаки остаются в числе ипостаси. В трактате иеромонаха Гавриила из монастыря Ксанфопулов (первая половина – середина XV в.) перечислено 36 ипостаси: дипли, параклитики, кратима, килизма, антикенокилизма, тромикон, стрептон, тромикосинагма, псифистон, псифистосинагма, горгон, аргон, ставрос, антикенома, омалон, тематизмос эсо, этерос эксо, эпегерма, паракалезма, этерон, ксирон клазма, аргосинтетон, горгосинтетон, уранизма, аподерма, тес ке апотес, тема аплун, хоревма, псифистопаракалезма, тромикопаракалезма, пиазма, сизма, синагма, энарксис, лигизма, вариа. В целом Гавриил отмечает, что большие знаки, похожие на знаки просодии в грамматике, служат для ориентации в музыкальном тексте и устанавливают ритм, динамические характеристики и «другие идеи» мелодии. Он объясняет большие ипостаси одну за другой, основываясь на их этимологии. Так, об эпегерме (от – пробуждать, возбуждать, возводить) Гавриил пишет, что она «врывается как ниспадающий горный поток и воспроизводит интервалы». Перечни невм и учебные песнопения византийского и поствизантийского периодов дают репрезентативную выборку формул (так называемых тесисов), связанных с ипостаси.

 



 
PR-CY.ru