ИОАНН ЛАМПАДИСТ - Страница 4

Современная фреска с оплечным образом Иоанна Лампадиста – диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в монастырь Иоанна Лампадиста. На фронтальной части крышки реликвария со св. главой Иоанна Лампадиста помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой – предмет, похожий на копьё на коротком древке. На противоположной изображению Иоанна Лампадиста части крышки помещён образ Спасителя на троне, на боковых – Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, таким образом, Иоанн Лампадист включён в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария – образы святых, их выбор, как полагают исследователи, был продиктован волей заказчика – Кипрского архиепископа Никифора (1640–1671 гг.), изображённого коленопреклонённым на передней панели. С XVIII в. появляется вариант изображения Иоанна Лампадиста в мирских одеждах, держащего в руках развёрнутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из церкви святителя Ираклидия. Ныне оклад одет на чтимый образ современного письма, находящийся в церкви Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине которого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке – крест, в правой – развёрнутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам апостола Павла (Гал. 2:19–20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О.В. Лосевой). На полях оклада – образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение причёски святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам. В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом Иоанна Лампадиста того же типа, что и на иконе. По мнению исследователей, отличие в том, что в левой руке святого крест и развёрнутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зелёный «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике исследователи относят его к первой половине XIX в. Тот же тип изображения представлен на аналойной иконе в церкви Иоанна Лампадиста. Иоанн Лампадист показан в рост в центре, между святителями Ираклидием (слева) и Николаем Чудотворцем (справа); в правой руке – крест, в левой – развёрнутый свиток (вместо текста дана его имитация цветом).



 
PR-CY.ru