ИПОСТАСЬ - Страница 2

Действительно, у классических философов термин «ипостась» не имел онтологического значения. Платон вообще не использовал этот термин, а у Аристотеля и Теофраста он встречается исключительно в естественнонаучном и медицинском контекстах. Впервые в философском значении термин «ипостась» стал употреблять стоик Посидоний (II–I вв. до н.э.), однако начало философскому осмыслению этого термина было положено, как полагают исследователи, ещё в Древней Стое. Стоики Зенон Китийский и Хрисипп использовали глагол «ипостаси» для описания возникновения земли в процессе взаимопревращения элементов. Когда первичный огонь входит в воду и нагревает её, в результате образуется влажное испарение, которое потом частично превращается в воздух, а частично оседает внизу в виде земли. Таким образом, земля образуется во влажном испарении в качестве его ипостаси, аналогично тому, как на дне сосуда с вином откладывается винный камень. По мнению исследователей, если описать этот процесс в общем виде, то можно сказать, что в ходе него проявляется и получает самостоятельное существование некий, ранее невидимый, компонент жидкости. Понимаемый так этот глагол, первоначально имевший чисто физическое значение, постепенно приобрёл смысл проявления и реализации вообще. У Хрисиппа он обозначал проявление в чувственно воспринимаемых вещах их скрытого бытийного основания. Как и все стоики, Хрисипп понимал под бытием бесформенную и неопределённую материю, которая сама по себе не только лишена каких-либо качеств, но и мыслится независимой от них как совершенно особый вид сущего, отождествляемый в рамках стоической категориальной системы с первой категорией, или субстратом. Когда материя оформляется в чувственно воспринимаемые вещи, она приобретает качества, т.е. превращается из их потенциальной носительницы в их реальное подлежащее. В этой своей роли она характеризуется уже не просто как материя или субстрат, но как «лежащая в основе» и составляющая сущность конкретных вещей. По определению Хрисиппа, «сущность есть первая материя, лежащая в основе всего оформленного качествами»; «сущность должна лежать в основе возникающих вещей, поскольку она по природе способна принимать любые превращения и творить из себя вещи». Таким образом, глагол «оседать», «лежать в основе» вместе с производными от него словами описывает у стоиков процесс превращения материи из недоступного чувствам бескачественного субстрата в подлежащее качеств, т.е. в сущность чувственно воспринимаемых вещей. «Гипостазируясь» из бытия как такового в бытие конкретного сущего, материя как бы переходит из скрытого состояния в проявленное. По мнению исследователей, этот переход напоминал стоикам процесс выделения осадка из жидкости, чем и объясняется выбор ими соответствующего глагола. Представители Средней Стои использовали уже непосредственно отглагольное существительное «ипостась», которое первоначально удерживало значение исходного глагола. Так, Посидоний называл ипостасью бесформенную первоматерию, поскольку та реализуется в вещах в виде их сущности. По его словам, материя и сущность обозначают один и тот же бесформенный субстрат всех вещей, поэтому эти два термина различаются только умозрительно.

 



 
PR-CY.ru