ИПОСТАСЬ

ИПОСТАСЬ – термин поздней античной философии и христианского богословия. Термин «ипостась» имеет большое число значений, которые исследователи сводят к четырём основным: 1) нечто сгустившееся внизу, осадок, отстой; 2) нечто стоящее внизу и оказывающее сопротивление, упор, опора, основание; 3) некое скрытое основание, обнаруживающее себя в явлениях; 4) возникновение, рождение, существование в самом широком смысле. Исторически самым ранним из перечисленных является первое значение. Оно засвидетельствовано для медицинских и естественнонаучных трактатов IV в. до н.э., в частности, для «Корпуса» Гиппократа («Corpus Hippocraticum») и сочинений Аристотеля и Теофраста. В этих текстах ипостась, как правило, обозначает осадок, образующийся в результате выделения из жидкости более плотных веществ. Например, отложившийся в вине винный камень именуется ипостасью вина, сгустившийся творог – ипостасью молока и т.д. Часто термин «ипостась» использовался для обозначения выделений животных, поскольку эти выделения тоже представляют собой осадок, оставшийся в организме после переваривания пищи. Столь же древним, хотя и менее распространённым, является значение ипостаси как упора и опоры; так, Аристотель употреблял это слово при описании передних конечностей четвероногих, служащих им для поддержания тяжести тела. В схожем смысле ипостась может означать опору под ногами: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» (Пс. 68:3, по LXX); фундамент и основание здания; опору власти и могущества (Иез. 26:11, по LXX); вообще любое сопротивление, как, например, сопротивление воды воздуху или отпор, который оказывается противнику в сражении. Позднее термин «ипостась» использовался также для обозначения некоего положения вещей, служащего исходной точкой для последующих событий. Это может быть час рождения человека, определяющий всю его дальнейшую жизнь; состояние дел в государстве, обусловливающее проведение им определённой политики; архитектурный замысел или план, наглядно осуществлённый в построенном здании; намерение, цель и просто душевное состояние, заставляющее человека совершать определённые действия. В ходе дальнейшего развития, происходившего под влиянием философского словоупотребления, термин «ипостась» стал использоваться более широко и мог обозначать осуществление или реализацию чего-либо, постепенно семантически сливаясь в обыденном языке с такими понятиями, как «возникновение», «рождение» и «бытие», «сущность». Например, Иосиф Флавий писал о еврейском народе, что тот «изначально самобытен», подразумевая, что этот народ возник и сложился самостоятельно. В том же смысле следует понимать греческий текст Псалтири: «...Состав мой (т.е. моё возникновение, происхождение) в преисподних земли» (Пс. 138:15, по LXX). В значении реального существования, противоположного пустой видимости, термин «ипостась» встречается у многих эллинистических авторов. Согласно свидетельству Сократа Схоластика (V в.) в сочинении «История Церкви», древние философы практически не употребляли слово «ипостась», однако современные ему «любители мудрости почти все без исключения используют его вместо (слова) “сущность”».

 



 
PR-CY.ru