ИОАННИТЫ - Страница 6

Новые общины возникали по одной схеме: в намеченном месте приобретался дом на средства иоаннитов, куда приезжала небольшая группа из Кронштадта или из Санкт-Петербурга и начинала проповедь; после появления последователей учения из местного населения большая часть группы уезжала, оставив лишь руководителя новой общины и одну – двух помощниц. Средства иоанниты получали, главным образом, от хорошо организованной коммерческой деятельности. Пожертвования собирались по всей России: «для передачи о. Иоанну Кронштадтскому», «на проскомидию у о. Иоанна», «на коляску ему», «на новую рясу», на содержание приютов, домов трудолюбия, а иногда на свечи ко Гробу Господню и др. В иоаннитские общины поступали деньги от продажи имущества теми лицами, которые поверили проповеди о скором конце света. Большой доход приносила торговля печатной продукцией, портретами, медальонами с изображением протоиерея Иоанна Кронштадтского, а также «богородицы» Порфирии, крестиками, серебряными колечками, листовками с проповедями о. Иоанна, веночками из цветов, поясками, ладанками и т.п. По данным на конец 1909 г., в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Костроме, Курске, Сормове были открыты мастерские живописи, где писали портреты Иоанна Кронштадтского, и мастерские по изготовлению веночков. Полученные средства шли на организационную и издательскую деятельность, на содержание странноприимных домов в Кронштадте, на приобретение домов в разных губерниях для новых общин, на открытие детских приютов. Успешность пропаганды иоаннитов объяснялась, в первую очередь, популярностью имени Иоанна Кронштадтского и, кроме того, распространением в начале ХХ в. представлений о скором конце мира и Страшном Суде. Иоанниты предлагали верующим распродавать всё имущество и, жертвуя вырученные средства, ехать в Кронштадт, чтобы причаститься из рук о. Иоанна и тем самым войти в число спасаемых. В Кронштадте следовало начинать новую жизнь в иоаннитской общине, выполняя послушание, даваемое «отцом Василием» – В.Ф. Пустошкиным. Мужчины направлялись проповедниками-книгоношами по разным уголкам России, а женщины работали так называемыми зазывалками, прислугой странноприимных домов, изготавливали веночки, попрошайничали. Общины иоаннитов на местах устраивались по типу смешанных общежительных монастырей, в которых поддерживались аскетическая жизнь и строгая дисциплина. Члены общины выполняли разные послушания, но главное – занимались проповедью иоаннитского учения, а также сбором пожертвований и распространением портретов Иоанна Кронштадтского и прочей продукции. Появление иоаннитских изданий позволило исследователям получить более точное представление об их вероучении, хотя оно было очень туманным и представляло собой, по утверждению миссионеров, эклектичную смесь христианства с элементами многих ересей, не сложившуюся во внутренне завершённую систему. Более того, не было и единого для всех общин вероучения и культа, многое зависело от личных качеств и уровня богословской грамотности руководителей общин. По сведениям миссионеров разных епархий, среди иоаннитов получило распространение неправославное представление, что о. Иоанн Кронштадтский – это Бог, в него вселился Иисус Христос, вся Святая Троица.

 



 
PR-CY.ru