ИОАННИТЫ

ИОАННИТЫ 1) движение в Русской церкви, связанное с почитанием протоиерея Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы). В 1900 гг. из-за неоднородности состава иоаннитов возникла острая полемика по вопросу о соответствии их взглядов православию. С 1920 гг. – часть катакомбного движения. С 1880 гг. город Кронштадт был центром паломничества почитателей Иоанна Кронштадтского, которых стали называть иоаннитами. С 1885 г. в Кронштадте вблизи Андреевского собора арендовались дома, где давался временный приют паломникам, проводились моления, устраивались встречи с Иоанном, принимались пожертвования. В странноприимных домах женщины жили отдельно от мужчин, пища предлагалась только постная, практиковались частные молитвы. К началу 1990 гг. многие жильцы этих домов находились в Кронштадте постоянно, порвав связь с миром и желая спасаться около своего пастыря. Они образовывали группы, которые жили монашеским укладом с общим имуществом, во главе с наставниками. Таким образом, появились первые общины иоаннитов, среди которых в условиях бытовавших у простого народа суеверий и религиозной неграмотности возникло неправославное учение о личности Иоанна Кронштадтского. В 1892 г. санкт-петербургское епархиальное начальство получило сведения, что крестьянин Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии Владимир (по другим данным, Василий) Кодратов (Кондратов), побывавший несколько раз на общей исповеди у Иоанна Кронштадтского, называл его «Христом и Спасителем мира». Санкт-Петербургский и Новгородский митрополит Исидор (Никольский) послал протоиерея Иоанна Кронштадтского лично вразумить В. Кондратова. В том же году для оценки бытовавших среди паломников взглядов священник Александро-Невской церкви Андрей Шидловский опросил женщин и девиц, которые проживали в странноприимном доме В.Ф. Пустошкина. Выяснилось, что из 28 опрошенных только шесть видели в Иоанне Кронштадтском священника, четыре признавали его за чудотворца, угодника Божия, две паломницы почитали его за пророка Илию, а 16 – за Иисуса Христа. Наибольшую известность среди иоаннитов-сектантов получила кронштадтская мещанка Порфирия (в действительности Матрёна) Ивановна Киселёва. В 1895 г. она переселилась в Ораниенбаум (ныне Ломоносов), где около неё находились «чернички», ведущие монашеский образ жизни. К «матушке Порфирии» стали приходить богомольцы после посещения Иоанна Кронштадтского за вторым благословением, как к благочестивой, прозорливой старице святой жизни. Были многочисленные свидетельства, что М.И. Киселёву именовали «богородицей». После совершаемых протоиереем Иоанном Кронштадтским литургий, присутствовавшей на них пышно одетой М.И. Киселёвой её прислужницы пели: «Славьте, славьте владычицу мира, идёт она к спасителю батюшке». В окружении М.И. Киселёвой в её честь был составлен хвалебный гимн со словами: «Дева мудрая Порфира, Ты страдала за Христа, Христа камень многоценный Ты имела у себя».

 



 
PR-CY.ru