ИОСИФ, Шумлянский Иван - Страница 20

В третьей части – «Предмова до священников мирских о святах (праздниках)» – епископ перечисляет важнейшие церковные праздники, в которые православным нельзя работать, и менее значимые праздники, когда с полудня «простые люди» могут трудиться. Это перечисление было неслучайным. Иосиф в предисловии указывал на невзгоды, которые принесло православным принудительное введение польскими властями в Галичине григорианского календаря. Иосиф пишет о жалобах крестьян и ремесленников на то, что не только польские паны и урядники, но иногда даже и священники, опасаясь властей, принуждали к работе в дни православных праздников. Завершает сочинение четвёртая глава – «Нравоучение от нас, епископа, вам, мирским иереом, таковое преподается», в которой изложены архипастырские наставления священнослужителям епархии, направленные на нравственное исправление клириков и повышение их образовательного уровня, на укрепление их общественного положения в условиях дискриминации православных со стороны католических властей. Иосиф пишет, что кандидата на священническое место избирает община, избрание должно иметь письменное подтверждение от землевладельца. Главным требованием к ставленнику он называет трезвость, призывая «любити сию добродетель паче злата и топазия», поскольку «трезвость есть родителькою и фундаментом всякаго добра», это доброе качество «до всех цнот (чеснот) и добрых вчинков всякого чоловика, а особливо духовного, добрым вчинити может». Для готовящегося принять священный сан необходимо наличие соответствующих знаний, что должен проверить назначаемый епископом экзаменатор, или протопоп, или наместник. Православные священники должны иметь образование, по мнению Иосифа, для того, чтобы не уронить себя в глазах католиков, чтобы «имети повагу (уважение) у панов», чтобы достойно («политично») разговаривать с землевладельцем и уметь отвечать на трудные вопросы в межконфессиональной полемике. Для духовенства желательно знание не только церковнославянского языка, но и польского и латыни. Иосиф отмечает, что в знании языков «римское духовенство» опережает православных священнослужителей. Он призывает священнослужителей посылать сыновей в учебные заведения: в Киево-Могилянскую академию, в школы, по-видимому, католические, во Львове, в Ярославе, в Кракове и других городах. Епископ отмечает высокий уровень находившейся под его управлением Гощанской коллегии при Гощанском Михайловском монастыре: «А кому до Киева далеко, посылай до Гощи, может и тут поучитися добре як русского, словенского, так и латинского и польского письма и языка. Я сам мею и мети обецую на таковых мое пастырское око». Священникам Иосиф предписывает исправно совершать богослужение, не пропуская части службы, как можно реже ездить на ярмарки и на мирские праздники, где клирики находятся в окружении «простых людей», чтобы не компрометировать себя перед «панами»-католиками. Иосиф требует от духовенства сдержанного поведения во время праздничных пиров, умеренности в еде, в питье и в словах. Запрещает священникам и диаконам (псаломщикам) гадать по Псалтири и Евангелию, что было распространено в сельской местности.

 



 
PR-CY.ru