ИОСИФ, Тризна - Страница 4

На нижних полях первых листов есть записи: «Лета 7173 (1664/1665) года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 (1656) мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина». Памятник состоит из трёх частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и других материалов. Исследователи излагали разные точки зрения на то, какими летописными сводами пользовался Иосиф. Наиболее обоснованная точка зрения была высказана Владимиром Андреевичем Кучкиным. Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные Иосифом, обнаруживают наибольшую близость к тексту так называемого Тверского сборника (составлен между серединой XVI в. и первой третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с конца XIII в. по конец XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению В.А. Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (другие следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в середине XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в настоящее время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. В.А. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литовской летописи. Значительная часть приведённого Иосифом исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции Иосифа, по мнению исследователей, является наличие в нём церковно-юридических документов. Исследователи предполагают, что Иосиф пользовался не многими летописными сводами, но одним источником, который в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорусских землях и объединившим черты указанных летописей. Иосиф является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (Киев, 1653 г.). Исследователи не исключают, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для первого восточнославянского исторического сочинения «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырём в 1674 г. Патерик в редакции Иосифа был использован при подготовке второй печатной редакции памятника («Патерик, или Отечник, Печерский». Киев, 1661 г.). Парадный ростовой портрет Иосифа первой половины XVIII в. (Национальный художественный музей Украины) первоначально находился на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры в ряду изображений настоятелей обители. Архимандрит представлен вполоборота влево, на нём мантия и чёрный клобук округлой формы, на груди – крест, в правой руке – посох, в левой – книга и чётки. Иосиф средних лет, с небольшой русой бородой; слева вверху помещён его герб с аббревиатурой титула, внизу – надпись: «Архимандритъ Iосифъ тризна». Слева – аналой с большим Распятием и книгой, справа – красный занавес. Портрет Иосифа 1860 гг. (Киево-Печерский музей-заповедник), происходящий из конгрегационного зала Киевской духовной академии, является поясным повторением этого полотна из галереи лаврских архимандритов.



 
PR-CY.ru