ИОСИФ, Тризна - Страница 3

В грамоте от 6 июля того же года Иосиф желал царю успехов в борьбе с врагами, высказывая надежду, что царь вскоре получит возможность «весь православный народ» на землях Украины «восприяти, якоже орёл птенца под криле, и осенити скипетром державы своей царской». Иосиф сообщил об отправке из Киево-Печерского монастыря в Москву уставщика иеромонаха Герасима и казначея монаха Авксентия (Устрицкого), которые должны были передать царю ходатайство архимандрита о подтверждении за монастырём имений, а также владельческие документы. Необходимость подтверждения владельческих прав монастыря была обусловлена тем, что на его имения посягали местные дворяне. Иосиф послал царю резной крест, Апостол, Апокалипсис и часть мощей Марка Гробокопателя, Киево-Печерского. К грамоте Иосифа гетман Богдан Хмельницкий присоединил сопроводительное письмо от 28 июля 1654 г., в котором просил царя удовлетворить ходатайство архимандрита и братии. Царь исполнил просьбу Иосифа, подтвердив за Киево-Печерским монастырём все его имения и привилегии. В январе 1655 г. Иосиф присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В январе 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел Иосифу отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца монаха Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февраля 1656 г. киевский воевода князь Фёдор Фёдорович Волконский доложил царю, что монах Иосиф (Загвойский) по благословению Иосифа покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впоследствии выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об Иосифе отсутствуют. Наиболее значительным литературным трудом Иосифа (Тризны) является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Патерик, или Жития святых отцов Печерских» (Киев, 1635 г.) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы Иосифа древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, как полагают исследователи, из библиотеки Киево-Печерского монастыря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда Иосифа принадлежал бывшему келарю Троице-Сергиева монастыря Симону (Азарьину), рукопись была создана, как полагают исследователи, при жизни Иосифа: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru