ИОВ, Княгиницкий Иван - Страница 13

Он просил Кирилла не печатать «исповедание веры, на хартии мне посланное... дондеже не исследуется учеными и учтшими писания книг отеческих»; призвал писателя брать пример с тех отцов и учителей церкви, которые, прежде чем приступить к труду учительства, «впръвых пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещаюшеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии». Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) резко отрицательно воспринял критику своего произведения, о чём свидетельствует приписка составителя рукописи, в которой сохранилось письмо Иова: «...Ответ на тот лист, иже был полный ярости и гнева, для того ту его не клал». Полемика продолжилась: вслед за Иовом с увещевательным письмом к Кириллу в июле 1625 г. обратился игумен Феодосий (Княгиницкий), который упрекал Кирилла, а вместе с ним, по мнению исследователей, и представителей братского движения в том, что на словах те призывают к утверждению благочестия, «но делом сие показати» не могут. Истинные дела благочестия, по мнению игумена Феодосия, заключаются «в безмолвии и воздержании, умилении, плаче и молитве, паче же смиренномудрии себе внимати... и ждати, аще Бог повелит... тогда проповедь наша небездельна будет». Игумен Феодосий приглашал Кирилла посетить Манявский скит, чтобы быть «многих сопостник». Иов вёл переписку с Иоанном (Вишенским). Его письма не сохранились; известно послание Иоанна около 1610 г. в ответ на письмо Иова. Позиции иноков были близки: оба считали необходимым противодействовать латинскому прозелитизму и проповеди других конфессий, высоко ставили значение отшельнического подвига для любого церковного деятеля. Вероятно участие Иова в создании текстов, написанных Феодосием (Княгиницким): «Завет духовный» и «Регула» для Скитка – отшельнической обители с храмом во имя Пресвятой Богородицы и с приделом во имя Онуфрия Великого, основанной Иовом в лесу, на берегу Батерса. В обоих произведениях изложены правила монашеской жизни, установленные Иовом в основанных им монастырях. Иова также считают вероятным составителем «Угорницкого кодекса», или «Угорницкого сборника», содержащего список Ипатьевской летописи (рукопись была создана в основанном Иовом Угорницком Михайловском монастыре). Некоторые исследователи полагают, что Иов способствовал распространению в Галичине балканской традиции церковного пения, копировал певческие рукописи. По мнению Олександры Цалай-Якименко, Иов и игумен Феодосий переписали, по крайней мере, две певческие рукописи. Болгарская исследовательница Елена Тончева считает Манявский скит одной из первых школ болгарского распева, испытавшей значительное влияние афонской певческой традиции.

 



 
PR-CY.ru