ИОВ, Княгиницкий Иван - Страница 12

В послании к Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов подверг критике его сочинение, увидев в нём влияние католицизма и значительные недоработки. По мнению Иова, многие догматы изложены иеромонахом Кириллом упрощённо, бегло, местами неясно. Иов критикует утверждение Кирилла о том, что было два исхождения Святого Духа: «...Едино – предвечно исхождение на ангельские чины, да тех просветит умы», второе – «под леты по одолению Синовнем на апостолы всесовершеннаго Божества сила ипостасная». Ссылаясь на Слово Григория Богослова на Пятидесятницу, Иов писал, что в отношении указанных Кириллом явлений необходимо говорить о действиях Святого Духа, исхождением же можно назвать только «первое предвечное от Отца Самого». Иов критикует Кирилла за то, что он не подчеркнул исхождение Святого Духа только от Бога Отца и не подверг критике католическое учение о Filioque. Иов расценил как «латинское» утверждение Кирилла о пресуществлении «хлеба видимого» в истинное Тело и Кровь Христа: «Латинская вера оплатку в Тело и в Кровь применяет, сего же ради чашу, сиречь Кровь, народови отняли, тако их живота вечнаго чуждым творят». Иов обвинил автора «исповедания веры» в том, что тот не критиковал в своей книге «латину и иные еретики к пересторозе православных», обошёл вниманием различия между православием и католицизмом. По мнению Иова, автор богословского сочинения должен чётко обозначить различия в исповедании веры между православными, с одной стороны, и последователями иных исповеданий – с другой. Отсутствие таких сведений, по мнению Иова, свидетельствует о симпатии Кирилла к католицизму: «Се же латина умеет: и греческую веру, и свою латинскую похваляет, а под сею покровкою свою – на гору, а нашу – на низ. Мы же нашу точию славим, а латинскую ганим и обличаем в духу кротости и чистоты языка, не якоже еретицы досаждающе». Представление иеромонаха Кирилла о загробной участи святых Иов также расценил как «ляховское увельбление» (польск. – «заблуждение»). Кирилл утверждал, что после Страшного Суда души святых из горнего Иерусалима приимут венцы Царства Небесного, при этом «до тел не придут и оных не приемлют»; Иов же отстаивал православную точку зрения в этом вопросе: «...С телесы и в теле приявши нетления совершенство в Царстве Небесном восприяти святым». Исповедание Кириллом Пресвятой Богородицы «по смерти живой» Иов расценил как неточное и предложил дополнить утверждением, что православные исповедуют Богородицу «с телом нетленным и в Царствии Небесном выше всех сил и чинов ангел... почтенну».

 



 
PR-CY.ru