ИОАНН-ТОРНИКИЙ - Страница 4

По заказу Иоанна-Торникия, зачастую совместно с Иоване Варазваче, были переписаны многие рукописи: в монастыре Ошки (Тао-Кларджети) были заказаны гомилетический сборник (977 г.), Ошкская Библия (979–980 гг.), агиографический сборник (979–980 гг.); на Афоне – «Лествица» Иоанна Лествичника в переводе Евфимия (около 983 г.), рукопись Исторического музея (981 г.) и др. В Житии описаны многие духовные подвиги Иоанна-Торникия: полное отсечение воли, высокое смирение, послушание Иоанну, с которым Иоанна-Торникия связывала особая духовная дружба. Преподобный Иоанн «достойно почитал его и уважал, и покоил, и миловал старость его». Так, заметив, что Иоанн-Торникий «любил поговорить» с братиями и паломниками о своей прошлой светской и полковой жизни, Иоанн долгое время «оберегал его и не хотел обличить его, дабы не уязвить разум его», и лишь когда «мужи избранные и почётные» указали святому на это, Иоанн посоветовал Иоанну-Торникию разговаривать о мирском только с «Габриелом священником», из уст которого «мирского слова не исходило, но всё божественное и духовное». По сведениям А.И. Натроева, Иоанн-Торникий перед смертью принял сан архимандрита. После его кончины в Иверском монастыре начались нестроения. Иоанн, «принявший её (настоятельскую должность) на себя преимущественно ради блаженного Торникия», решил покинуть монастырь, чтобы «избавиться от житейских забот», и, взяв сына и несколько учеников, в 985 г. направился в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверов (грузин)». Лишь вмешательство императора убедило Иоанна вернуться на Афон. Мощи Иоанна-Торникия были упокоены в приделе Архангелов церкви Иоанна Предтечи. Настоятелем монастыря Георгием Святогорцем (1044–1065 гг.) мощи Иоанна-Торникия, преподобного Иоанна, преподобного Евфимия и других грузинских подвижников были перенесены в кафоликон в честь Успения Пресвятой Богородицы. По свидетельству путешествовавшего по Афону в 1754–1757 гг. Кутаисского архиепископа Тимофея (Габашвили), в ризнице Иверского монастыря хранились шлем, латы, кольчуга и сабля Иоанна-Торникия. Иоанн-Торникий изображён в ктиторском ряду, помещённом на правой стене нартекса кафоликона, рядом с императрицей Феофано, византийскими императорами Константином VIII, Василием II, Романом II, грузинскими владетелями сыновьями атабага княжества Самцхе Кваркваре Великого атабагами Кайхосро (1498–1500 гг.) и Мзечабуком (1500–1515 гг.), а также представителем мухранской ветви грузинского правящего дома Багратиони Ашотаном Мухранбатони (1637–1692 гг.). Паломник Г. Надареишвили, побывавший на Афоне в 1882 г., упоминает изображения Иоанна-Торникия в светском одеянии и «до 10 царствующих особ» Грузии, помещённые на входных дверях Иверского монастыря. Однако побывав в монастыре в 1887 г., путешественник отметил, что грузинские надписи заменены греческими, а грузинские персоналии – византийскими. Ту же тенденцию отмечает и протоиерей Пётр Кончошвили (с 1905 г. – епископ Алавердский), путешествовавший по Востоку в конце XIX в.: изображение Иоанна-Торникия в военных доспехах, помещённое на западной двери кафоликона и подписанное по-грузински, в 1883 г. получило греческую надпись, пояснявшую, что здесь изображён византийский император Никифор.



 
PR-CY.ru