ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ - Страница 2

Большинство интонационных формул имело «низкий» и «высокий» варианты – для нижней и верхней частей звукоряда. На основе данных византийских теоретических трактатов и использования основных сигнатур в певческих рукописях исследователи установили, что начальные звуки восьми стандартных интонационных формул могут быть вписаны в последовательность звуков диатонического октавного звукоряда. Общеупотребительными являются также две дополнительные ихимы, которые могут стоять отдельно, но обычно записывались в комбинации с ихимой второго плагального и четвёртого плагального гласов соответственно. Иногда в певческих рукописях исследователи встречают более пространные интонационные формулы, которые представляют собой небольшие музыкальные введения в песнопения. Исследователи полагают, что для того чтобы переход между интонационными формулами и началом соответствующей мелодии был плавным, неизменяемая часть формулы могла сопровождаться изменяемой каденцией, так называемой апихимой. По мнению исследователей, в более пространных текстах гласовые сигнатуры могли появляться между отдельными фразами песнопения. Количество и распределение таких срединных сигнатур могут отличаться в разных рукописях, но, как правило, они появляются между главными структурными единицами песнопения. Исследователи полагают, что срединные сигнатуры или пропеваемые срединные интонационные формулы могут относиться к предшествующей мелодической фразе («ретроспективные»), к последующей («предваряющие», как и основная сигнатура) или к обеим одновременно. «Подтверждающая» невма, выписанная красными чернилами, определяет интервальное расстояние между последним звуком интонационной формулы, обозначенной срединной сигнатурой, и начальным звуком следующей фразы. Срединные сигнатуры ставились, прежде всего, для прояснения особенностей модальности в мелодической структуре соседствующих фраз, а не для того, чтобы указать определённую высоту. Это означает, что кажущиеся «неверными» срединные сигнатуры часто указывают на транспозицию или модуляцию в песнопении. Исследователи отмечают, что с XIV в. модуляция в рукописях иногда указывалась надписью из двух срединных сигнатур одновременно, одна из которых обозначала «теоретическую» высоту, а другая представляла тональное «ощущение» модуляции.

 



 
PR-CY.ru