ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ

ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ в одноголосном (монодийном) христианском богослужебном пении – мелодические фразы, предназначенные для настройки хора на исполнение гласовых песнопений. В византийской традиции в самых ранних сохранившихся литургических рукописях, написанных на листах папируса без музыкальной нотации, автентические гласы песнопений (см. Автентический лад) часто указывались с помощью греческих букв, обозначающих числительные от 1 до 4, а плагальные гласы (см. Плагальный лад) – теми же буквами с предшествующими им греческими буквами. Подобное обозначение присутствует, например, в одном из древнейших свидетельств о системе осмогласия – папирусном кодексе VI или VII в. Сигнатуры (мартирии) гласов представляют собой стилизованные формы этих букв. Такой способ обозначения гласов присутствует и в самых ранних певческих рукописях с так называемой ранневизантийской нотацией (см. Византийская нотация). Однако третий плагальный глас систематически называется «тяжёлый». В рукописях с развитой куаленской нотацией XI–XII вв. основные сигнатуры часто снабжались некоторыми дополнительными невмами, которые, как полагают исследователи, указывали на «низкую» или на «высокую» интонацию  В средневизантийский период к буквам, обозначающим гласы, стали добавлять несколько знаков нотации, и этот комплекс знаков составляет основную гласовую сигнатуру песнопения. Основные сигнатуры являются графической фиксацией небольших традиционных интонационных формул, или ихим, которые пропевались, как правило, доместиком, т.е. руководителем хора. Ихимы, обозначаемые основными сигнатурами, выполняли комплексную функцию: напоминали некоторые ладово-мелодические особенности данного гласа, главным образом, устанавливая позицию полутона в ладово-звукорядной структуре гласа, и определяли высотное положение начального тона. Стандартную ихиму, или интонационные формулы, имел каждый из восьми гласов. Интонационные формулы снабжены слогами неизвестного происхождения, по мнению исследователей, не несущими какой-либо смысловой нагрузки. В качестве первой невмы каждой ихимы неизменно используется знак повторения звука – исон. Ихима состояла из неизменяемой части, к которой могли добавляться различные окончания, называвшиеся, как полагают исследователи, апихимами.

 



 
PR-CY.ru