ГЕДИМИН - Страница 6

3 февраля 1317 г. папа Иоанн XXII (1316–1334 гг.) обратился к Гедимину с призывом принять христианскую веру. Гедимин не ответил, но, возможно, это обращение папы сыграло свою роль в том, что в начале 1320 гг. Гедимин принял такое решение. В начале 1323 г. он обратился к папе с посланием. В нём сообщалось, что ещё в XIII в. «король» Миндовг принял христианство, но «жестокие оскорбления и постоянное вероломство рыцарей» заставили короля и его потомков отступить от христианства. Гедимин обличал крестоносцев, от насилий которых страдает и латинское духовенство. Литовский великий князь сообщал, что в его стране находятся францисканцы и доминиканцы, которые свободно совершают христианские богослужения. Гедимин заявлял, что готов принять католичество, если он при этом не будет ничем обязан немецким рыцарям. Литовский правитель просил прислать папского легата, который заключил бы мир между ним и Орденом и установил границы между государствами. 25 января 1323 г. Гедимин обратился с грамотой к жителям католического мира. В этом послании литовский великий князь сообщал о своём обращении к папе и о том, что для католиков в Литовском государстве построены и будут ещё строиться церкви. Он заявлял, что готов принять в своей стране христиан – духовных лиц, воинов, купцов, ремесленников. Гедимин писал: «Мы желаем с настоящего времени укрепить вечным союзом мир, братство и любовь со всеми последователями Христа». Когда он узнал, что его посол к папе задержан крестоносцами, то в мае 1323 г. направил новые послания папе, монахам доминиканского и францисканского орденов и жителям ганзейских городов. Эти послания с некоторыми отличиями воспроизводили содержание предшествующих документов. В послании папе были добавлены просьбы о защите от Ордена. В послании к францисканцам и доминиканцам содержалась просьба прислать четырёх монахов, знающих польский, русский и земгалльский языки. Предложение прислать в Вильно монаха, знающего русский язык, говорит о том, что при подготовке посланий, очевидно, обсуждался вопрос о начале какой-то деятельности по обращению в католичество православных. После появления посланий власти Ордена начали распространять слухи о том, что эти послания не имеют никакого отношения к Гедимину и изготовлены жителями Риги. Вопрос о подлинности данных документов был предметом дискуссии в научной литературе XIX–ХХ вв. Одним из важных аргументов, выдвигавшихся критиками, было то, что содержавшиеся в посланиях обещания Гедимин не выполнил. Однако, в конечном счёте, исследователи пришли к выводу, что послания, безусловно, исходили от Гедимина, хотя некоторые их особенности вызваны тем, что тексты были написаны на латыни находившимися в Вильно католическими монахами.

 



 
PR-CY.ru