ГЕДИМИН - Страница 5

Литовский митрополит Феофил участвовал в заседаниях Патриаршего Синода в Константинополе в 1317, 1327 и 1329 гг. Его резиденцией был Новгородок. Власть Литовского митрополита распространялась и на Полоцкую епархию, но не охватывала Туровскую епархию. В мае 1328 г. при поставлении Киевским митрополитом Феогностом епископов во Владимир-Волынский и в Галич присутствовал Туровский епископ Стефан. После смерти Феофила кафедра осталась незамещённой, православные во владениях Гедимина подчинялись непосредственно Киевскому митрополиту. В записях, сделанных в канцелярии Феогноста около 1330 г., неоднократно упоминается имущество «покойного митрополита» – Феофила. Когда Псков под властью князя Александра Михайловича отделился от Новгорода и вошёл в зону литовского влияния, была предпринята попытка отделить Псков от Новгорода и в церковном отношении. Летом 1331 г. на Волынь к находившемуся здесь митрополиту Феогносту пришёл на поставление избранный Новгородский архиепископ Василий Калика. Митрополита одновременно посетили и послы от Александра, Гедимина и «князей литовских». Послы предложили монаха Арсения как своего кандидата на епископскую кафедру в Пскове, однако митрополит Феогност отказался его поставить. Сложный характер носили отношения Гедимина с католической церковью. Если литовские правители-язычники могли заключать соглашения и брачные союзы с православными русскими князьями, то войти, не принимая христианства, в содружество государств католической Европы было невозможно. Литовские князья отдавали себе отчёт в том, какие выгоды могло бы принести принятие христианства из Рима – расширение связей с западными соседями, уменьшение опасности со стороны Ордена. Однако положение осложняло то, что в качестве главных носителей католичества перед литовскими князьями выступали их наиболее опасные и непримиримые враги – немецкие рыцари, вызывавшие ненависть населения Великого княжества Литовского. У правителей Литвы не было уверенности, что крещение избавит их владения от этой опасности. В конце XIII в. они ссылались на пример ближайших соседей и союзников земгаллов – согласие креститься не предотвратило завоевания их земли крестоносцами. Всё же после сближения в конце XIII в. на почве общей борьбы против Ордена великого князя Витеня с Ригой и Рижским архиепископом дело дошло до первых шагов в этом направлении. Витень обратился к Рижскому архиепископу Фридриху с просьбой прислать монахов-францисканцев, которым он передал бы построенный для них храм в Новгородке, однако эта церковь сгорела во время нападения на город крестоносцев в 1314 г. Гедимин по этому пути пошёл ещё дальше. В его столице Вильно были построены два храма – для доминиканцев и для францисканцев.

 



 
PR-CY.ru