ГРАВЮРА - Страница 10

С 1840 гг. литография активно использовалась для создания альбомных изданий (видовые, жанровые, портреты, карикатуры), иллюстраций к сочинениям по церковным древностям, альбомов архитектурных проектов. В 1850–1870 гг. с археологическими обществами активно сотрудничали литографские мастерские А.П. Руднева, И. Шелковникова, А.А. Мартынова, И.А. Голышева. В их изданиях отражалась археологическая фиксация, зарисовки древних церковных памятников, образцов древней иконописи (например, издание Строгановского иконописного подлинника). С середины XIX в. литография вытесняет массовую гравюру на металле; многие владельцы металлографий стали заводить литографские мастерские, наиболее крупные из них принадлежали А.А. Абрамову, А.П. Рудневу, Н.К. Бахману, Голышеву, А.В. Логинову и др. Среди изданий таких мастерских по-прежнему одно из первых мест занимали религиозные изображения. Литографические лубки ориентировались на вкусы городских жителей, по стилистике изображения и манере исполнения эти литографии более схожи с академической гравюрой, чем с народной. Стремление к передаче исторической реальности событий совершенно вытеснило условно-символическую трактовку, характерную для гравюр XVIII в., религиозные сюжеты стали в один ряд с сюжетами из древней истории и мифологии. В религиозных картинах для народа, как правило, присутствовало сентиментальное настроение и бытовое изображение персонажей; зачастую листы раскрашивались. Литографские мастерские существовали при крупных монастырях (Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь). В мастерской Троице-Сергиевой лавры были исполнены виды почти всех монастырей и святынь России, копии икон и миниатюр древних рукописей. С 1860 гг. происходило возрождение печатной иконы. Мастерские И. Тиля в Одессе, Е. Фесенко в Киеве и Одессе являлись официальными комиссионерами Синода, работали по заказам Синода и афонских монастырей. С 1880 гг. XIX в. распространялись хромолитографии (мастерские А.И. Стрельцова, А.В., И.А. и В.А. Морозовых, И.Д. Сытина). В ряде случаев для придания им сходства с картиной, написанной маслом, их покрывали лаком (олеография). Авторская литография XX в. представлена, в основном, видовыми изображениями.



 
PR-CY.ru