ГРАВЮРА - Страница 4

Появление в России первых циклов гравированных на дереве иллюстраций, которые соединялись с рукописным текстом и представляли собой так называемую хироксилографическую книгу, известную в Европе в XV в., связано с Антониевым Сийским монастырём («Святцы Антониево-Сийского монастыря», гравёр Мисаил, около 1670 г.). Преимущества техники ксилографии в тиражировании религиозных изображений, их относительная дешевизна, простота изготовления сделали возможным появление особого жанра – бумажной иконы, которая пользовалась популярностью у населения. Обязательной для таких листов была раскраска оттисков. Одновременно применялась ксилография для печати разрешительных молитв, «канонов» на требы и т.п. произведений, также широко распространившихся с конца XVII в. Они представляли собой листовые издания с текстом, обрамлённым, как правило, рамкой с заставкой, в среднике помещалось изображение святого или иная иконографическая композиция. В конце XVII в. в гравюре на дереве большую роль начинают играть западноевропейские образцы (Библии Иоанниса Пискатора, Маттеуса Мериана, Питера Схюта и др.). На народную ксилографию в конце XVII – начале XVIII в. (например, анонимные работы начала XVIII в. «Св. Варвара», «Христос Еммануил» и др.) оказывала влияние русская и украинская гравюра на меди. В композициях за счёт мелких деталей второго плана акцентировалось главное изображение, грубее выполнялись линии. В это время происходит становление стиля в народной гравюре на дереве, её обособление в лубок. Так, в Библии Василия Кореня (Москва, 1692–1696 гг.) сочетались традиции русской иконописи, миниатюры и голландских гравированных Библий (И. Пискатора) и вариаций на них украинских гравёров Прокопия и Илии. В XVIII в. гравюра на дереве, оставаясь по-прежнему способом украшения книги, применялась, как правило, для создания иллюстраций, инициалов, заставок, виньеток, фронтисписы и титульные листы изготовлялись в Синодальной типографии чаще в технике гравюры на металле. Широкое распространение гравюра на дереве получила в лубочных картинках, которые изготовлялись в этой технике до 1770 гг. Профессиональная станковая ксилография в XVIII в. была малопопулярной. В основном, её начали активно использовать староверы для орнаментальных украшений и иллюстраций рукописных книг. В первой половине XIX в. ксилография применялась исключительно для создания декоративных элементов книг. С 1840 гг., с развитием техники торцовой (тоновой) ксилографии благодаря её особым эстетическим эффектам гравюра на дереве превращается вновь в один из основных методов иллюстрирования книги (особенно для воспроизведения портретов, пейзажей со святынями, например, с видами монастырей). В этой технике наиболее продуктивно работал Лаврентий Авксентьевич Серяков (1824–1881 гг.). Фотомеханические способы печати не вытеснили, а, напротив, превратили технику тоновой ксилографии в один из основных методов создания оригиналов для иллюстраций, наиболее распространённый в 1880–1890 гг.

 



 
PR-CY.ru