ГРАВЮРА - Страница 8

В становлении академической гравюры на религиозные сюжеты большую роль сыграли рисунки Антона Павловича Лосенко (1737–1773 гг.), их копирование и деятельность Гавриила Ивановича Скородумова (1755–1792 гг.), который обучил гравированию пунктиром в Англии и способствовал распространению этой техники, а также развитию репродукционной гравюры в России. В 1772 г. за воспроизведение рисунков А.П. Лосенко «Каин» (обнажённый натурщик) и картины Луи Жана Франсуа Лагрене (1725–1805 гг.) «Лот с его дочерьми» гравёр получил золотую медаль. К числу лучших академических работ того времени относится гравюра Ивана Архиповича Берсенева (1762–1789 гг.) «Апостол Андрей» (1784 г., по рисунку А.П. Лосенко). Развитие репродукционной техники привело к тому, что религиозная гравюра приобрела то же направление, что и академическая живопись, её иконографическую основу составили рисунки с натуры и антиков, передававшие христианские сюжеты. В XVIII в. наравне с академической развивалась полупрофессиональная гравюра. В 1759 г. в Москве Михаил Артемьев (1724–1773 гг.) основал фабрику по изготовлению изображений святых и Божьей Матери в технике меццотинто. Профессиональные граверы работали и для лубочных издателей династии Ахметьевых. Их произведения выполнялись по офортной подготовке резцом с доработкой пунктиром. Эта техника была характерна для так называемой бекетовской школы. В XIX в., несмотря на привлечение лубочными издателями профессиональных гравёров, гравюра чётко разделилась на академическую (профессиональную) и народную (лубок). Гравированные лубки продолжали художественную традицию лубков XVIII в., иконография сюжетов была близка к иконописи и книжной миниатюре. Большое распространение получили религиозные изображения, в том числе Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцены из житий, из Ветхого и Нового Завета, портреты иерархов и подвижников Русской православной церкви, гравюры с молитвами святым, видами монастырей, скитов, храмов. Подражание традиции XVIII в. сказывалось, прежде всего, в графическом воплощении сюжетов: короткие, рублёные штрихи, создающие объём, тяжёлые, угловатые контуры фигур, резкие контрасты белой бумаги и чёрных, глубоко протравленных штрихов, локальная раскраска создавали яркий и броский образ народной картинки (металлографии Ильи Ахметьева, Василия и Александра (?) Логиновых, М. Щурова, И. Свешникова, А. Белянкина и др.). В лубке гравюра на металле господствовала до середины XIX в., их издание носило массовый характер. В академической гравюре религиозная тематика ограничивалась изображением монастырей, храмов и портретами церковных иерархов. В XIX в. гравюру на металле стали применять для распространения увражей на библейские темы (подобно Библии И. Пискатора, иконописным подлинникам), предназначенных для пособий художникам (например, альбом А. Сапожникова).

 



 
PR-CY.ru