ГОГЕЛЬ Морис - Страница 3

В первом томе «Жизнь Иисуса» (1932 г.; абсолютно переработанное издание 1950 г.) Морис Гогель исходил из того, что в рассказе самого раннего евангелиста Марка дана надёжная канва событий и рассказано о содержании земного служения Иисуса Христа. Оценивая историческую достоверность евангельской традиции, Морис Гогель принял так называемый критерий несводимости (утверждение аутентичности слов Иисуса Христа на основании их отличия от формулировок, принятых в первохристианской церкви). Однако он подчёркивал, что этот критерий должен быть дополнен «критерием когерентности», согласно которому «слова Иисуса, подлинность которых может быть установлена, в свою очередь, могут служить пробным камнем для оценки подлинности других высказываний, связанных с ними или гармонично их дополняющих». Написанная в период господства скептицизма в библеистике книга Мориса Гогеля, несмотря на некоторые существенные критические выводы, основана на уверенности в достоверности значительной части Нового Завета. В реконструкции истории первохристианской церкви (1947 г.) Морис Гогель опирался на общую концепцию феномена религии (во многом определённой мировоззрением Анри Луи Бергсона), согласно которой нет чисто динамичной, так же как и чисто статичной, религии, но существуют только ситуации, в которых преобладает тот или иной элемент этих типов религии. Стремясь дать представление о первоначальном христианстве в его исторической преемственности и во внутренней связи, Морис Гогель показывал, как после Крестной смерти Христа возникала новая вера в Его Воскресение, и как она нашла выражение в новом учении, разнообразные ранние формы которого, появившиеся как результат формирования и борьбы иудеохристианской и паулинистической тенденций, постепенно сближались, пока не слились в завершённую систему, объединившую вероучение, иерархическую организацию и церковное право. Согласно Морису Гогелю, она возникала во II в., «в раннем католицизме» святого Иринея Лионского и Тертуллиана. Процесс отвержения форм вероучения и организации, не соответствовавших условиям жизни христианской общины, согласно Морису Гогелю, происходил не под внешним влиянием. Он стал следствием развития новой веры в Воскресшего, внутреннего единства христианской общины, основанного на чувстве братства в воскресшем и прославленном Христе. Вывод Мориса Гогеля о внутренней динамике христианской веры во многом повлиял на распространение в науке позиции, в основе которой лежит понимание особенности первоначального христианства в сравнении с другими религиями Восточного Средиземноморья и незначительного влияния последних на него.



 
PR-CY.ru