ГОГЕЛЬ Морис

ГОГЕЛЬ Морис (1880–1955 гг.) – французский протестантский историк церкви и библеист либерального направления. Учился на протестантском богословском факультете Парижского университета, затем – в Марбурге. В 1906 г. получил кафедру Нового Завета в Париже, где преподавал в течение 25 лет. Морис Гогель – один из представителей французского либерального богословия, восходящего к Эрнесту Жозефу Ренану, позднее представленного Альфредом Фирмином Луази, сторонником методологии школы истории религии (см. Истории религии школа) Шарлем Гиньебером (1857–1939 гг.). Ранние работы Мориса Гогеля дают представление об основных направлениях его богословских исследований: экзегезе и библейском богословии; отношении между провозвестием Иисуса Христа о Царстве Божьем и Евангелием, возвещаемым апостолом Павлом; догматике. В работе о литературных взаимоотношениях синоптических Евангелий Морис Гогель обосновывал распространённое в немецкой литературе положение о приоритете Евангелия от Марка. Его докторская диссертация о ранней истории таинства евхаристии и книга о повествовании о страстях в Евангелии от Иоанна демонстрируют способность Мориса Гогеля прослеживать развитие традиции в течение большого периода времени. Во «Введении в Новый Завет» (1922–1926 гг., четыре тома) Морис Гогель впервые во французской библейской литературе на основе собственной аргументации и с привлечением большого объёма научной литературы изложил основные положения формирующегося в то время критического консенсуса: гипотезу двух источников, объясняющую взаимоотношения синоптических Евангелий; неподлинность четвёртого Евангелия; сложность процесса возникновения книги «Деяний святых апостолов»; неподлинность послания апостола Павла к Ефесянам и его Пасторских посланий (1, 2 Тим, Тит). Работа осталась незавершённой, были опубликованы тома о синоптических Евангелиях (1923 г.), о Евангелии от Иоанна (1924 г.), о «Деяниях святых апостолов» (1922 г.) и о посланиях апостола Павла (1925–1926 гг., два тома). Ситуация кризиса и краха многих попыток синтеза, в которой находилась исагогика предшествующего столетия, помешала, как полагают исследователи, Морису Гогелю закончить работу. В первом томе, излагая историю синоптической проблемы, Морис Гогель выступил сторонником теории двух источников, согласно которой самое раннее Евангелие – от Марка (составленное в Риме после 70 г. выходцем из Палестины, опиравшимся, в частности, на воспоминания апостола Петра) – было использовано другими евангелистами; вторым древнейшим источником Евангелий от Матфея и Луки, использованным независимо (в разных редакциях), был гипотетически реконструируемый источник логий – собрание поучений Христа (датируемый временем до 70 г. и локализуемый в Палестине).

 



 
PR-CY.ru