ГЕРАКИ, Ераки - Страница 3

На западной стене над дверным проёмом сохранились фрагменты «Распятия»; ниже, по сторонам проема, – ангел и «Восшествие Христа на крест». Иконографическая программа южной части храма была посвящена Второму пришествию Иисуса Христа, что также может указывать на его погребальное назначение. Сохранились фрагменты росписи, входящие в композицию «Страшный Суд»: море отдаёт мертвецов, трубящий ангел, мучение грешников. Церковь во имя святых Феодоров (как предполагают исследователи, конца XIII – первой половины XIV в. или XIV–XV вв.), одноапсидная, имеет два входа с западной и южной сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается двумя окнами, расположенными в южном тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; по мнению исследователей, храм расписан не был. Церковь во имя Афанасия Великого (XII–XIII вв.; кладбищенская) принадлежит к четырёхстолпным купольным постройкам типа вписанного креста с тремя апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960–1963 гг. по образцу купола церкви во имя мученика Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения западного и южного фасадов выложены из плинфы. Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже – «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик Афанасия Великого). В алтаре представлены – «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящён архангелу Михаилу, что находит подтверждение в росписи – образ архангела Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на северной стене – ростовые изображения архангела Михаила и великомученика Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Архангел Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона». Церковь во имя мученика Созонта (XII или XIII–XIV вв.) возведена на месте раннехристианской базилики, принадлежит к тому же типу, что и церковь святителя Афанасия. Северный и южный фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на восьмигранном барабане, окна граней которого чередуются с глухими нишами, обрамлёнными поребриком. Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и два поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на три горизонтальные зоны: в верхней – «Евхаристия», ниже – Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам – святители, в нижней зоне – композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в два ряда изображены святители в рост. В наосе сохранились композиции «Плач Рахили о своих детях» и «Добрый самаритянин», медальоны с изображением святых Анастасии Римляныни и Иулиты.



 
PR-CY.ru