ГЕРАКИ, Ераки - Страница 2

Роспись, как и сам храм, исследователи датируют рубежом XII–XIII вв. или конца XIII – начала XIV вв. В конхе апсиды помещено поясное изображение Богоматери Платитеры с Младенцем Христом в сфере и двумя поклоняющимися ангелами. Ниже – композиция «Поклонение жертве»: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий перед престолом с киворием, на котором в огромном дискосе – Спаситель. Его тело покрыто четырёхугольным красным платом с крестом, из прободенного ребра струится кровь в стоящий рядом дискос. Над алтарной конхой – «Благовещение», на своде над алтарём – «Вознесение»: медальон с образом Христа во славе поддерживают четыре ангела, ниже – две группы апостолов. На своде наоса – евангельский цикл: «Введение во храм и кормление Богоматери ангелом», «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Поцелуй Иуды», «Воскресение» (в двух сценах – «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие во ад»), «Успение Богоматери». Изображения святых представлены в верхней зоне наоса: в медальонах – погрудно, в простенках между аркосолиями – в рост. В нишах северной стены изображены «Успение Иоанна Златоуста», великомученик Георгий, поражающий змея, и Собор архангелов, южной стены – Деисус и святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. В люнете западной стены – «Распятие»; ниже – святые Константин и Елена с крестом и «Восшествие Христа на крест». Портрет ктитора – иерея и хартофилакса Христофора Кондолеоса, изображённого в белых одеждах в молении ко Христу (в левой части наоса, внизу), – относится, как следует из надписи, к 1450 г.; тогда же было выполнено изображение пророка Елисея в наосе. Церковь во имя святителя Николая построена по плану, объединяющему два помещения зального типа, вытянутые по оси «восток-запад», каждое из них перекрыто двухскатной кровлей. Северная часть храма имеет большую полусферическую апсиду с одним окном (первоначально была пятигранной). Южное помещение – без апсиды, что характерно для ряда храмов-усыпальниц (например, костница Неа-Мони на Хиосе, церковь Богоматери Елеусы в Велюсе). В юго-восточную часть храма включён фрагмент стены более древнего сооружения, на которую опирается свод; южную стену поддерживают контрфорсы. Обрамления наружных ниш декорированы керамическими украшениями. Поребрик на стенах появился после реставрации в 1937 г. Фрески, значительная часть которых утрачена после обрушения свода, исследователи датируют концом XIII в. (по аналогии с фресками монастыря Градац и в Арилье, Сербия). В конхе апсиды – фрагменты фигуры Господа Вседержителя и двух архангелов по сторонам. Это – единичный пример подобной композиции в росписях церквей Гераки, типичной для храмов Каппадокии и Италии. Ниже частично сохранились фигуры святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого. На обращённой в алтарь стороне каменной алтарной преграды изображено «Причащение Марии Египетской», на стороне, обращённой в наос, – Христос на троне (справа), Богородица на троне с Младенцем Христом на коленях (слева). В нишах северной и южной стен наоса и между ними – образы святых.

 



 
PR-CY.ru