Словарь по христианству Г ГЕРАКИ, Ераки

ГЕРАКИ, Ераки

ГЕРАКИ, Ераки – город на Пелопоннесе (на месте античного города Геронтры), к юго-востоку от Спарты, в котором сосредоточено значительное число византийских памятников; название происходит от знатного византийского рода Иераков. В начале XIII в., во время правления франков на Пелопоннесе, Гераки стал одним из 12 баронств Морейского деспотата. В 1210 г. французский рыцарь Гвидо де Нивеле построил на горе над Гераки крепость, ставшую в XIII в. стратегическим пунктом на дороге между Мистрой и Монемвасией. В крепости находятся византийские церкви Богоявления (XIII в.), св. Таксиархов (XIII, XV вв.), великомученика Георгия (XIV в.), св. Параскевы (XV в.), Божьей Матери «Живоносный Источник» (XV в.), пророка Илии (XV в.). К византийским постройкам в городе относится ряд храмов XII–XIV вв., построенных из камня и плинфы. Эти храмы, как правило, включают фрагменты ранних сооружений. Церковь Евангелистрии (XII в.) – четырёхстолпная, типа вписанного креста. Особенностью храма является увеличенный купол на восьмигранном барабане, в котором изначально было восемь окон (часть заложена), существующие окна в стенах растесаны позднее. Рукава планового креста перекрыты двухскатными кровлями; над западным рукавом возвышается звонница. Храм был расписан трижды, но каждый раз не полностью. Первоначальный ансамбль фресок большинство исследователей относят к XII в. В куполе – поясное изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы «IC XC», буквы которой развёрнуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя – орнаментальный пояс, ниже – изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках – ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ апостола Матфея не сохранился). В конхе апсиды – Богоматерь Платитера, ниже – четыре святителя. Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с двух сторон: на обращённой в алтарь – два святителя, один из которых – Афанасий Великий; на обращённой в наос – Богоматерь и архангел Михаил (слева), Иисус Христос и св. Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа); под слоем XV в. сохранились фрагменты ранней росписи. В люнете северного рукава – «Сошествие во ад», западного – «Распятие», южного – «Введение Богоматери во храм» (в левой части – «Кормление Богоматери ангелом», композиция пострадала при растёсывании оконного проема). На столпах – образы святых. Церковь во имя Иоанна Златоуста (бывшая кладбищенская) – зального типа, с одной полукруглой апсидой, перекрыта цилиндрическим сводом. Вход в храм, расположенный в центре южной стены, выложен четырьмя мраморными плитами римского времени; над дверным проёмом – плита с надписями. Вход в северной стене был заложен во время ремонта в 1450 г. Стены декорированы ромбовидными узорами, выложенными керамической плиткой. В интерьере вдоль северной и южной стен расположены три пары глухих ниш (1,6х1,7 м), характерные и для других церквей Гераки, типологически восходящих к архитектуре Крита и Кипра. На каменной алтарной преграде (того же времени, что и храм) сохранились фрагменты росписи (изображение Иоанна Златоуста на троне – на стороне, обращённой в наос).

 



 
PR-CY.ru