Словарь по христианству Е ЕЛИСАВЕТА

ЕЛИСАВЕТА

ЕЛИСАВЕТА – имя двух женщин в Священном Писании. В Ветхом Завете Елисавета – дочь Аминадава из колена Иудина (Исх. 6:23; 1 Пар. 2:3–10), жена Аарона, первого ветхозаветного первосвященника (Исх. 28:1–2). От него Елисавета родила четырёх сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23) – основоположников первого священнического рода в Израиле. Брат Елисаветы Наассон был «начальником сынов Иуды» (Числ. 2:3; ср.: 1 Пар. 2:10). Имя Елисаветы означает «мой Бог – семь (число полноты или совершенства в библейской символике чисел)» и указывает на то, что Бог является Тем, Кто исполняет Cвои обетования, или «мой Бог – клятва» (т.е. связывающий Себя клятвой). Это имя было ей дано, вероятно, в знак свидетельства верности Бога, исполнившего во время Исхода Свои обетования об избавлении из египетского рабства. В Новом Завете Елисавета – праведная (память 5 сентября), жена священника Захарии и мать Иоанна Крестителя. Происходила из рода Аарона (Лк. 1:5), родственница Пресвятой Богородицы. Согласно рассказу евангелиста Луки, Елисавета жила с мужем в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк. 1:5). Благочестивые (Лк. 1:6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» (Лк. 1:7, 36). Когда Захария в свою чреду совершал каждение в Иерусалимском храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил, что по его молитве Елисавета родит сына, который будет пророком и назореем «и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с неё «поношение между людьми» (Лк. 1:25), т.е. избавившему от бесплодия (см.: Быт. 30:1; Исх. 23:26; 2 Цар. 6:23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например, в истории Сарры (Быт. 17:15–21; 18:9–15; 21:1–7), Ревекки (Быт. 25:21), Анны (1 Цар. 1:1–20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребёнке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля. На шестом месяце беременности Елисаветы её посетила Дева Мария, получившая накануне весть от архангела Гавриила о рождении от Неё Спасителя. Это путешествие из галилейского города Назарета в Иудею Мария предприняла, чтобы разделить радость со своей родственницей, о беременности которой Она узнала от архангела (Лк. 1:36), и ещё раз удостовериться в предстоящем ей чудесном материнстве, «возводя ум от рождения естественного к сверхъестественному». Когда Она вошла в дом и приветствовала Елисавету, то у неё «взыграл младенец во чреве» и она «исполнилась Святого Духа», под действием Которого произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Её веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк. 1:41–45). По словам Феофилакта Болгарского, «пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Её – Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы».

 



 
PR-CY.ru