ЕЛИСАВЕТА - Страница 3

В синаксаре Коптской церкви сказано, что Елисавета убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через семь лет. Греческий историк Никифор Каллист со ссылкой на Ипполита Римского писал, что мать Елисаветы носила имя Соби, жила в Вифлееме и приходилась родной сестрой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы. В Евангелии от Луки не приводится название города, в котором жили Захария и Елисавета, указано только, что это был «город Иудин» (т.е. в Иудее) «в нагорной (местности)». Под этим словом может подразумеваться как гористая местность одной из частей Иудеи (ср.: Лк. 1:65), так и местность, прежде заселённая коленом Ефрема (1 Цар. 1:1), которая была частью того же геологического образования. Литературная традиция, восходящая к VI в., связывает место жительства Елисаветы с Эйн-Керемом, который расположен в 6,5 км к западу от Иерусалима. Исследование остатков двух церквей IV в. показывает, что данное предание восходит к более раннему времени. Некоторые археологи идентифицируют это место с упоминаемым в Иер. 6:1 городом Бефкарем. Согласно Римскому Мартирологу, память Захарии и Елисаветы указана 5 ноября, в греческих церквах – 5 сентября и 30 декабря, яковиты совершают память 16 декабря, сиро-марониты – 25 июня. Память Елисаветы копты празднуют в шестнадцатый день месяца амшира, эфиопы – в семнадцатый день месяца якитти. Почитание Иоанна Крестителя, равно как и чудесные обстоятельства его рождения, обусловило почитание Елисаветы как его матери, поэтому Елисавета вспоминается в православном богослужении в те дни, когда вспоминается его зачатие (23 сентября) и рождество (24 июня). В гимнографических произведениях упомянутых праздников в студийских и иерусалимских Минеях говорится об обстоятельствах зачатия и рождения бесплодной Елисаветой Иоанна Крестителя, а также о встрече Елисаветы с Пресвятой Богородицей (например, стихиры 24 июня на «Господи, воззвах», на стиховне). Слова Елисаветы, сказанные Пресвятой Богородице при их встрече («благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!» – Лк. 1:42a), легли в основу часто употребляемого в православном богослужении гимна «Богородице Дево», а также стали весьма распространённой формой прославления Пресвятой Богородицы, что можно видеть во многих песнопениях православных богослужебных книг. В месяцеслове православной церкви долгое время не было отдельной памяти Елисавете. В греческих и славянских богослужебных книгах, составленных в соответствии со Студийским уставом, 5 сентября отмечается память пророка Захарии, некоторые рукописи вместе с этой памятью ставят и память Елисавете, однако в последовании 5 сентября в студийских богослужебных книгах не было песнопений, содержащих непосредственное прославление Елисаветы. В иерусалимских Типиконах и Минеях, получивших распространение в различных поместных церквах с XII в., сохраняется то же положение, только указание на память Елисавете. 5 сентября становится обязательным. В начале XVIII в. рождение одной из дочерей Петра I, получившей в крещении имя Елисавета, послужило поводом отмечать память Елисавете 5 сентября более торжественно. В 1719 г. в Москве была издана «Служба Захарии и Елисавете» – последование в честь Елисаветы, являющееся дополнением к последованию пророку Захарии в Минее. Служба была составлена в начале XVIII в. (предположительно архимандритом Александро-Невской лавры Феодосием (впоследствии митрополит Сакнт-Петербургский) для тезоименитства дочери Петра I).

 



 
PR-CY.ru