ЕЛИСАВЕТА - Страница 2

Как отмечает современный экзегет Джон Нолланд, Елисавета «отвечает лишь на приветствие, тогда как ещё не рождённый Иоанн реагирует непосредственно на присутствие Иисуса… То, что она говорит, является результатом боговдохновенной интерпретации движения ещё не родившегося ребёнка, как это видно из стиха 44». Дева Мария ответила Елисавете торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46–55). Погостив в доме Захарии и Елисаветы около трёх месяцев, Мария возвратилась в Назарет. Немного спустя Елисавета родила сына, которого по указанию ангела (Лк. 1:13) они с мужем назвали Иоанном. В образе Елисаветы и в описании её окружения подчёркивается, что Спаситель рождается и возрастает в среде хотя и бедных и незнатных, но праведных людей, лучших представителей Израиля, которые хранят верность заповедям и надежду на обетования Бога и в ответ на это становятся первыми свидетелями и провозвестниками исполнения последних. Елисавета и подобные ей люди, живущие жаждой обещанного Божия спасения, становятся тем связующим звеном, благодаря которому обеспечивается и сохраняется преемственность новозаветной церкви Христовой ветхозаветного избранного народа. Описание образа Елисаветы, по мнению ряда исследователей, встраивается в богословскую концепцию Евангелия от Луки, в котором в отличие от остальных Евангелий женщинам уделяется больше внимания, подчёркивается их бóльшая чуткость и преданность Божьей воле по сравнению с мужчинами. Именно Елисавета и Мария, а не Захария и Иосиф первыми слышат весть о приходе Христа и отвечают на неё полным доверием (Лк. 1–2; ср.: Мф. 1–2). Вера Елисаветы (наряду с верой Марии), а не Захарии считается образцовой. Елисавета и Дева Мария – главные в событиях, подготавливающих рождение Иоанна Крестителя и Спасителя. В сцене обрезания её ребёнка и наречения имени Елисавета первая даёт ему имя Иоанн, а Захария только подтверждает решение жены, после чего к нему возвращается дар слуха и речи. Елисавета изображается как пророчица, прозревающая совершившееся зачатие и скорое рождение Господа и восхваляющая Его Мать. В некоторых старолатинских версиях текста Евангелия от Луки IV–VIII вв., а также в цитатах из этого Евангелия, содержащихся в армянском переводе трактата Иринея Лионского «Против ересей», гимн «Величит душа Моя Господа» приписывается Елисавете, а не Марии. О рукописной традиции атрибутирования пророческих слов Елисаветы, а не Марии упоминает и Иероним Стридонский в переводе гомилий Оригена. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (вторая половина – конец II в.) есть рассказ о бегстве Елисаветы с младенцем Иоанном от убийц, посланных царём Иродом Великим, на гору. После отчаянной мольбы Елисаветы к Господу «гора раскрылась и впустила её». Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». В литургических традициях ряда Восточно-христианских церквей добавляются подробности бегства Елисаветы с сыном. В греческих синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан», и что через сорок дней Елисавета скончалась в пещере, а её сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение.

 



 
PR-CY.ru