ЕФРЕМ - Страница 3

По содержанию текст близок к полемическому трактату «О франках и прочих латинах», который в рукописной традиции ошибочно приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, фактически датируется временем после разделения церквей в 1054 г. и, как принято было считать, служит одним из источников антилатинских сочинений XI–XII вв. Киевских митрополитов Георгия и Никифора I, а также Феодосия Грека (или Феодосия Печерского?). Открытие «Данного написания...» Ефрема позволяет исследователям считать именно его источником как названных сочинений, так и трактата «О франках...». Некоторые черты «Данного написания...» свидетельствуют, что оно было создано, вероятно, для древнерусской паствы, т.е. после поставления Ефрема на Киевскую митрополию. Таково, например, специфическое упоминание Польши, а также глосса «от вандилов, что ныне зовутся немцами». В сочинении Ефрема есть мотивы, унаследованные древнерусской антилатинской полемикой, но отсутствующие в собственно византийской (помимо трактата «О франках...»). Так, осуждение богослужения на языках помимо еврейского, греческого и латинского было неактуальным для византийской полемической литературы XI в. в связи с политикой грецизации Болгарской церкви, проводившейся византийскими властями именно в середине – второй половине столетия. Однако исследователи сомневаются, что в п. 3 можно усмотреть порицание светской инвеституры епископов и тем самым намёк на поставление Илариона (И.С. Чичуров). Финальное обращение автора к «сему Божественному священному собранию» свидетельствует, что «Данное написание...» было произнесено перед церковным Собором, возможно, Собором Киевской митрополии, который состоялся после прибытия Ефрема на Русь и на котором новый предстоятель сообщил об итогах пребывания папских послов в столице империи в 1054 г. и о решениях Константинопольского собора от 24 июля по этому поводу. Время кончины Ефрема исследователи приблизительно определяют, исходя из даты прибытия на Русь его преемника митрополита Георгия – 6070 г., что указывает на навигационный сезон 1062 г. или, менее вероятно, на самый конец (сентябрь-октябрь) сезона 1061 г. (если дата дана по сентябрьскому стилю). Следовательно, Ефрем скончался, скорее всего, осенью 1061 г. – весной 1062 г., хотя исследователи не исключают, что эту датировку следует сместить на год раньше.



 
PR-CY.ru