ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (ум., как полагают исследователи, в 1061 – начале 1062 г.) – митрополит Киевский. В новгородском летописании под 1055/1056 мартовским годом упоминается осуждение Ефремом Новгородского епископа Луки Жидяты из-за клеветы некоего «холопа Дудикы». Митрополит подверг Новгородского владыку заключению, которое продлилось три года, после чего он был оправдан. Это наиболее раннее свидетельство о Ефреме, заставляющее исследователей видеть в нём преемника Киевского митрополита Илариона, поставление которого связано с неким церковным конфликтом между Киевом и Константинополем (суть этого конфликта исследователям неясна). Следствием этого был ряд гипотез относительно деятельности Ефрема. Так, по мнению Анджея Поппе, суд над епископом Лукой был вызван тем, что тот принадлежал к числу сторонников церковной политики Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого и настаивал на праве Собора Русской митрополии избирать и рукополагать митрополитов помимо патриарха. Ещё раньше Михаил Дмитриевич Присёлков, развивая догадку Ивана Евсеевича Евсеева, полагал, что этот Ефрем тождествен тому Ефрему, который, согласно нескольким сбивчивым данным новгородских летописей XV в., был подготовлен первым Новгородским епископом Иоакимом в качестве своего преемника, но не был утверждён князем Ярославом, заменившим его спустя несколько лет Лукой; после же смерти Ярослава (в феврале 1054 г.) его ставленник Иларион под давлением патриархии был вынужден оставить митрополию, на которую и был якобы назначен несостоявшийся Новгородский епископ, противник церковной линии князя Ярослава Мудрого и сторонник «греческой миродержавной политики». Для такого рода построений исследователи не видят достаточных оснований. Особые церковно-политические взгляды епископа Луки, если таковые имели место, не могли быть секретом, и для их осуждения вряд ли было необходимо дожидаться доноса; скорее всего, речь шла об обвинении в каких-то канонических нарушениях, о которых мог быть осведомлён только близкий к епископу человек. Ещё одно свидетельство борьбы Ефрема с церковной политикой покойного князя Ярослава исследователи усматривали в повторном освящении кафедрального храма Святой Софии в Киеве. Об этом сообщает запись в месяцеслове Мстиславова Евангелия (начало XII в.): 4 ноября киевская София была «с(вя)щ(е)на Ефремъмь митрополитъмь». В историографии не раз связывали необходимость нового освящения митрополичьего собора с якобы неканоничностью служения Илариона с точки зрения патриархии. Воспоминание о вынуждённом освящении главного храма митрополии вследствие его якобы имевшего место осквернения вряд ли могло закрепиться в церковном календаре; между тем память об освящении 4 ноября помимо Мстиславова Евангелия есть ещё в девяти Апостолах конца XIII – начала XIV вв., а также в Прологе, хотя и без указания на Ефрема.

 



 
PR-CY.ru