ЕФРЕМ, Евстафий

ЕФРЕМ, Евстафий (ум. в 1486 г.) – Перекомский (Перекопский), Новгородский, игумен Перекомского Николаевского монастыря, преподобный (память 26 сентября, 16 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, в воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых).  Основные сведения о Ефреме содержатся в Житии святого, сохранившемся в двух редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в четырёх списках XVIII–XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником Ефрема игуменом Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. Василий Осипович Ключевский, а вслед за ним и другие исследователи полагали, что Житие Ефрема было написано в середине XVI в. (около 1554 г. игуменом Перекомского монастыря был Роман; при этом В.О. Ключевский, не доверяя сообщению Жития Ефрема о кончине святого в 1486 г., полагал, что преподобный умер в начале XVI в.). По мнению Н.А. Охотиной-Линд, сочинение было создано во второй половине XVII в., когда Перекомский монастырь был возрождён. Основная редакция Жития Ефрема была составлена на основе Жития Александра Свирского (написано в 1545 г.), почти полностью вошедшего в посвящённый Ефрему текст, и Жития Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470 гг.). Житие Саввы стало источником проложной редакции Жития Ефрема (известна в единственном списке, 1807 г.), через службу Савве, оказавшую влияние на службу Ефрему. Согласно Житию, родители Ефрема, в миру носившего имя Евстафий, Стефан и Анна, жили в Кашине, недалеко от женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы (имя отца, по-видимому, заимствовано из Жития Александра Свирского). Склонный к уединению, Евстафий в юные годы оставил родительский дом и поселился в Макариевом калязинском во имя Святой троицы монастыре. Родители хотели, чтобы сын вернулся домой, но по убеждению преподобного сами оставили мир и приняли монашество. Пробыв в обители три года, святой по откровению свыше её оставил и, как сообщает Житие, ушёл в Саввин Вишерский мужской монастырь. Там в 1437 г. в возрасте 25 лет принял постриг. Предание называет Ефрема учеником Саввы Вишерского. Эти сведения, как полагают исследователи, основаны на Житии Саввы, где упоминается его ученик Ефрем, который вместе с преподобным участвовал в создании Вишерского монастыря (Савва поселился на реке Вишере, по мнению исследователей, в 1414–1415 гг.) и после кончины Саввы (1 октября 1461 г.) вместе с его учеником Андреем по завещанию наставника принял руководство братией. Однако отождествить Ефрема с учеником Саввы, управлявшим после 1461 г. Вишерским монастырём, исследователям трудно, поскольку в 1414–1415 гг. Ефрем в соответствии с хронологией Жития был ребёнком и не мог выполнять поручения Саввы в Новгороде, связанные с устраиваемой Вишерской обителью. Кроме того, к 1461 г. Ефрем уже подвизался в созданном им Перекомском монастыре. Также не соотносится с Житием Ефрема известие в «Сказании о Валаамском монастыре» (середины XVI в.) о создании Спасо-Преображенского Валаамского монастыря пришедшими из Новгорода Ефремом («иже последи монастырь на Перековском острове на Илмене, велицем езере, съгради») и иноком Сергием.

 



 
PR-CY.ru