ЕВСЕВИЙ - Страница 3

После смерти Констанция (3 ноября 361 г.) новый император Юлиан Отступник разрешил вернуться из ссылки всем епископам, изгнанным при его предшественнике. Прибыв в Александрию, Евсевий принял участие в «Соборе исповедников», созванном Афанасием Великим (362 г.). Решения Собора были изложены в «Томосе к антиохийцам», составленном Афанасием. Подпись Евсевия на латыни находится под томосом на последнем месте, однако в тексте он вместе с епископом Петры Аравийской (на территории современной Иордании) Астерием назван наиболее деятельным участником Собора. Именно Евсевию и Астерию было поручено доставить томос в Антиохию. Участники Собора рассчитывали на примирение двух православных партий в Антиохии: мелетианской во главе с Антиохийским архиепископом Мелетием и евстафианской во главе с пресвитером Павлином (в 362 г. рукоположён епископом Луцифером во епископа для евстафиан). Не имея точных указаний Собора, Евсевий отказался вступить в общение с обоими архиереями и вскоре покинул город, воздержавшись от осуждения действий епископа Луцифера. Будущий преемник Павлина Евагрий, ученик Евсевия, покинул Антиохию вместе с ним (362 г.). О жизни Евсевия после возвращения в Италию известно мало. В сочинении «Диспут мирянина Ираклиона с Герминием, епископом Сирмийским» сообщается, что Евсевий в 362/363 г. по пути из Антиохии посетил город Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и беседовал с епископом Герминием. Ещё в 360 г. Герминия посетил Иларий Пиктавийский и безуспешно пытался склонить того к поддержке никейской партии. После смерти императора Констанция Герминий, бывший друг Валента и Урсакия, перешёл к умеренному арианству – омиусианству, не признав открыто Никейского Символа веры. В «Диспуте...» он выступал как защитник омийской ариминской формулы. В 364/365 г. вместе с Иларием Евсевий попытался сместить с кафедры арианина Авксентия I, епископа Медиоланского. Авксентий обратился с жалобой к императору Валентиниану I. Император выступил в защиту Авксентия, увидев в действиях Евсевия и Илария начало церковной смуты. Евсевий покинул Медиолан, не дожидаясь официального решения императора, а Иларий по приказу Валентиниана I был выдворен из города. В католической традиции Евсевий вместе с Августином Блаженным считается основателем института регулярных каноников. Однако единственным свидетельством монашеской жизни Евсевия являются неопределённые упоминания Амвросия Медиоланского в послании к жителям Верцелл. Согласно Амвросию, Евсевий основал в Верцеллах монашескую общину, членами которой могли быть и городские клирики. Настоятелем монастыря стал сам святитель.

 



 
PR-CY.ru