ЕВГЕНИЙ, Мар Авгин - Страница 3

Возможным аргументом в пользу хронологической достоверности Жития является также отмеченное П. Петерсом упоминание Евгения в «Хронографии» Илии бар Шинайи (составлена в 1018/1019 г.) в связи с избранием на кафедру Исаака Нисибинского. Событие датировано 309 г., а в качестве источника указано несохранившееся сочинение о Нисибинской митрополии (так называемое Narrationes (или Historiae) Metropolitarum Nisibis), предположительно древнее, т.к. автор пользовался им лишь для событий до 360 гг. включительно. Фундаментальный текстологический анализ Жития Евгения (с обзором предыстории вопроса) был осуществлён Александром Петровичем Дьяконовым. Одним из основных инструментов для воссоздания истории текста явилось сопоставление списков учеников Евгения. Не считая сестёр святого, их количество в различных редакциях составляет 9, 12, 28/29 и, наконец, 72 человека. Многие из них жили после Евгения; наиболее поздний (монофизитский) список включает имена Иоанна бар Калдуна (конец X – XI в.) и Дады (известен яковитам с XV в.). Древнейшей из сохранившихся А.П. Дьяконов считал редакцию Ишоднаха, а факт её заимствования из «Рая восточных» он подтвердил указанием «Сирийского лексикона» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.). Однако и эта редакция, по мнению А.П. Дьяконова, отстояла от первоначальной не менее чем на сто лет. Кроме того, Авдишо бар Бриха (ум. в 1318 г.) в «Каталоге писателей» приписывает Феодору Мервскому (VI в.) составление «в стихах истории Мар-Евгена», которую А.П. Дьяконов предложил отождествить с опубликованной и переведённой им метрической гомилией (мемрой) из рукописи, где она помещена вслед за одной из редакций прозаического Жития Евгения. Таким образом, первая редакция Жития Евгения была составлена не позднее начала VI в. Раннюю датировку сказания о Евгении также подтверждает наличие сокращённой версии Жития в комментарии Дадишо Катрая (вторая половина VII в.) на сборник монаха Ананишо «Рай отцов». Почитание Евгения широко распространено как среди яковитов, так и среди несториан. Помимо гомилии Феодора Мервского Евгению посвящён анонимный гимн из рукописи, как полагают исследователи, составленный в XIII в. Георгием Вардой, и похвальное слово на арабском языке, чьё авторство приписывается Ишояву бар Малкону (конец XII – начало XIII вв.), но которое сохранилось в составе литургического сборника, известного под именем патриарха Илии III (ум. в 1190 г.). День памяти Евгения в обеих традициях, как полагают исследователи, носит условный характер: у несториан – это переходящая память в цикле, посвящённом основанию и утверждению церкви, у монофизитов (наиболее распространённая дата – 21 нисана (апреля)) – день памяти «племянника» и ученика Евгения, Мар Малке, который обычно стоит в яковитских месяцесловах под этим числом один или перед «дядей». Монастырь Евгения в Тур-Абдине известен в начале XII в. и в XV–XVI вв. как несторианский, а с XVII в. как монофизитский. Примерно с 1983 г. в монастыре никто не жил, он был частично разрушен курдами. В 1999 г. возрождён в городе Арт (Швейцария) в качестве второго сиро-яковитского монастыря в Европе.



 
PR-CY.ru