ЕВГЕНИЙ, Мар Авгин

ЕВГЕНИЙ, Мар Авгин (Авген, Евген; ум. в 363 г.) – преподобный, чудотворец (память в Сиро-яковитской церкви 20/21 апреля, 2, 15 ноября, 3 марта; память в Несторианской церкви в первую или третью пятницу Входа [Обновления Церкви]), согласно сирийской традиции, основатель монашества в Персии. Житие Евгения на сирийском языке сохранилось в нескольких рукописях (самая ранняя – IX–X вв.), представляющих собой разные редакции. Оно написано в форме рассказа очевидца от лица ученика Евгения Михаила и, согласно замечанию автора, составлено «по повелению царскому» и по «письму (некоего) святого или (святых) из Рима». В 1892 г. Житие было опубликовано П. Беджаном по двум рукописям (XII и XIX вв.). Часть перевода Жития на согдийский язык была недавно обнаружена В. Зундерманном среди неопубликованных фрагментов из турфанской коллекции Берлинско-Бранденбургской Академии Наук. Кроме того, деятельность Евгения отражена в «Книге целомудрия» несторианского епископа Басры Ишоднаха (IX в.), а также в поздних сирийских и арабо-христианских исторических источниках: в яковитской «Церковной истории» Григория Бар Эвройо (XIII в.), в несторианской анонимной «Хронике Сеерта» (не раньше IX в.), в «Книге Башни» Мари ибн Сулеймана (XII в.) и в одноимённом сочинении Амра ибн Матты (середина XIV в.). Согласно опубликованной версии Жития, Евгений, коренной житель Клисмы (ныне Суэц, Египет; в Житии данный топоним определён как «морской остров»), в течение 25 лет был ловцом жемчуга, заработанные деньги жертвовал на храмы и раздавал бедным. Уже в те годы он обладал даром предвидения и чудотворения: укрощал и вызывал бури, ходил по воде, спасал моряков от кораблекрушений. Избегая славы, Евгений удалился сначала в обитель Пахомия Великого (здесь он поразил братию, совершая молитву посреди зажжённой печи), затем «в Египет» (т.е., вероятно, в Нитрию), а оттуда, взяв с собой 70 монахов, в Северную Месопотамию, в Нисибин, римский форпост на границе с Персией. Во время короткой остановки на берегу реки Машак (Гурмиш; к югу от Нисибина) Евгений исцелил бесноватого, что привлекло внимание горожан. Тогда монахи удалились на гору Изла (к северо-востоку от Нисибина). Там они прожили 30 лет; вокруг Евгения собрались ученики со всех концов Римской империи, так что число братии достигло 350. После этого монахи по благословению свыше начали проповедовать окрестным жителям, совершая дела милосердия и чудеса. Вторая часть Жития повествует об отношениях Евгения с известными церковными и политическими деятелями того времени. Он предсказал и инициировал избрание на кафедру Нисибинского епископа Иакова (ум. в 350 г.), вместе с которым совершил множество чудес. По благословению Евгения святитель нашёл на горе Карду место, где ангел показал ему сокрытый Ноев ковчег, и основал там монастырь, на освящение которого пригласил преподобного и его учеников. Правитель Нисибина, которому Евгений воскресил умершего сына, доложил о чуде византийскому императору Константину I Великому (306–337 гг.), и тот в ответном письме назвал Евгения вместе с Антонием Великим и Иларионом Великим главным молитвенником за своё царство. Евгений предсказал возникновение арианства, смерть основоположника манихейства Мани (Манеса; явный анахронизм, т.к. Мани ум. около 275 г.), мученическую кончину от рук персов Милию (Мар Милу), который пришёл из Иерусалима, а будущему императору Иовиану – смерть императора Юлиана Отступника.

 



 
PR-CY.ru