Словарь по христианству Е ЕФРЕМ - Страница 4

ЕФРЕМ - Страница 4

Ходатайство было передано Владимирскому архиепископу Сергию (Спасскому), который дал отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февраля 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти Ефрема 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии – крестный ход с мощами Ефрема вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сентября 1900 г. по ходатайству Тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Ефрема из Борисоглебского монастыря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семёну» – бывшему монастырскому храму «на Дорогоще» на территории современной деревни Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сентября переносились из холодного Борисоглебского собора в тёплую монастырскую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор. 5 февраля 1919 г. мощи Ефрема были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания Ефрема совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено по инициативе архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г. Описание внешнего облика Ефрема содержится во многих иконописных подлинниках XVII–XIX вв. под 28 января и 11 июня. Наиболее раннее из них – в рукописи второй четверти XVII в. в особом перечне «новых чудотворцев»: «Сед, власы просты, схима на плечах, а брада аки Семиона Столпника». Преподобный сравнивается, главным образом, с Николаем Чудотворцем: «Сед, брада доле Николины, на главе схима, в руце держит церковь» (последняя четверть XVII в.: Пушкинский Дом); «подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь» (конец XVIII в., Библиотека Академии Наук); «в схиме, брада доле Николины, корчевата, в руках церковь, бос» (1840 гг., Пушкинский Дом). В подлиннике 1830 гг. святой указан дважды, под 28 января в тексте отмечено, что «брада менши Златоустовой», на полях приписка: «Николиной» (Пушкинский Дом). Таким образом, характерной особенностью иконографии Ефрема является изображение модели храма в его руке или руках (очевидно, построенный им собор князей Бориса и Глеба в Новом Торге). В иконописных руководствах начала XX в. образ Ефрема был дополнен национальными чертами: «Типа венгерскаго, с багроватым цветом тела, старец; одежды преподобническия, в епитрахили, как архимандрит. В руках модель церкви, как у устроителя храма и монастыря. Можно писать ему хартию, по житию: “Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, с(вя)тых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився”». Ранние известные изображения Ефрема относятся к XVII–XVIII вв. Из новоторжского Борисоглебского монастыря происходили два лицевых покрова на мощи Ефрема, один из них – 1644 г., вклад Фёдора Семёновича Куракина. Икона Ефрема (в монашеском одеянии, с одноглавой белой церковью в руке) и Николая Чудотворца в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте, начало XVIII в., происходит из церкви во имя архангела Михаила (Благовещенской) в Торжке (в настоящее время в собрании музея Андрея имени Рублёва).

 



 
PR-CY.ru