Словарь по христианству Е ЕФРЕМ - Страница 2

ЕФРЕМ - Страница 2

В 1015 г. на месте гибели князя Бориса на реке Альте Ефрем нашёл отсечённую голову брата, который погиб, защищая сюзерена. Как реликвию Ефрем хранил голову Георгия всю жизнь. Ефрем удалился из Киевской земли в Верхневолжье, где на берегу реки Тверцы заложил деревянный храм будущего Борисоглебского монастыря. Житие сообщает, что в 1038 г. Ефрем вместе со своим учеником и келейником Аркадием Новоторжским и другими монахами воздвиг в Новом Торге каменный собор во имя князей Бориса и Глеба. Рядом с храмом стоял устроенный святым раньше странноприимный дом, при храме образовался монастырь, Ефрем стал его настоятелем. Перед смертью святой из камня высек гроб, в котором завещал похоронить себя вместе с головой Георгия. По сообщению Жития, Ефрем был погребён в Борисоглебской церкви. По мнению исследователей, Житие Ефрема содержит ряд неточностей. Так, по археологическим данным, каменный собор в Торжке был построен во второй половине XII в., хотя в районе монастыря учёные находили предметы XI в., а наиболее ранние образцы лепной керамики датируются IX–X вв. По мнению исследователей, строительство каменного собора в Борисоглебском монастыре во второй половине XII в. может говорить о достаточно древнем происхождении обители, которая к тому времени стала, очевидно, играть заметную роль в церковной жизни Новгородской земли. Анахронизмом исследователи называют указание Жития на то, что Ефрем был архимандритом Борисоглебского монастыря (такой статус настоятели этой обители получили не позднее 1572 г.). 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиепископа Леонида произошло обретение мощей Ефрема, оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Ефрем был канонизирован к местному почитанию при митрополите Дионисии (1581–1587 гг.), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к концу XVI в. Почитанию Ефрема способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и великого князя Симеона Бекбулатовича. В состав его владений вошёл Торжок, церкви и монастыри которого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Ефрема за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 октября 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского Ивана Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца». Сведения о почитании Ефрема в Торжке в начале XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/1626 г. Потапом Дмитриевичем Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской церкви один из приделов был освящён «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (у исследователей есть сведения об устроении этого придела в 1577 г., при архимандрите Мисаиле), там стояла рака с мощами Ефрема.

 



 
PR-CY.ru