Словарь по христианству Е ЕФРЕМ

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (ум. между 1091 и 1101 гг.) – митрополит Переяславский, святитель (память 28 января, во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих). Принадлежит к числу немногих иерархов Русской церкви домонгольского времени, о жизни и трудах которых источники позволяют составить цельное представление. Преподобный Нестор в Житии Феодосия Печерского (написано в 1080 гг., при жизни Ефрема) сообщает, что до своего пострижения в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре Ефрем принадлежал к числу приближённых Киевского князя Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054–1078 гг., с перерывами), причём был евнухом («кажеником»), что даёт исследователям основание предполагать его греческое происхождение. Имея склонность к монашеской жизни, Ефрем вместе с другим юношей – будущем преподобным Варлаамом, отец которого также служил Изяславу, уговорил Антония Печерского принять их в обитель (вторая половина 1050 гг.); высказывались обоснованные предположения, что пострижение Ефрема должно было состояться 28 января в 1056 (Илья Александрович Шляпкин) или в 1061 г. (Алексей Александрович Шахматов). Принятие монашества Ефремом и Варлаамом вызвало гнев князя Изяслава, который настаивал на возвращении своих слуг и грозил даже разорить пещеры, так что монахи собирались перейти в другое место, за пределы его владений. Худшего удалось избежать: Ефрем и Варлаам отстояли свой выбор, а обитель осталась на прежнем месте. Однако некоторые из насельников предпочли всё же её покинуть: Никон переселился в Тмутаракань, а вслед за ним Ефрем – в один из константинопольских монастырей, что также косвенно свидетельствует о его греческих корнях. Ефрем сохранил связи с Русью и родной обителью: по свидетельству Жития Феодосия, именно ему Феодосий был обязан списком Студийского устава, когда вознамерился, после того как около 1062 г. стал игуменом, ввести строгое общежитие по правилам константинопольского Студийского монастыря. На этом основании Евгений Евстигнеевич Голубинский  предполагал, что Ефрем обосновался в Студийском монастыре, но текстологические соображения, связанные с редакцией устава, закрепившейся на Руси, привели Алексея Мстиславовича Пентковского к заключению, что этим монастырём был, скорее, столичный Алексиевский. Впрочем, печерская традиция в этом отношении для исследователей неоднозначна: по рассказу об основании Печерского монастыря в «Повести временных лет..» (статья 1051 г.), Феодосий получил устав от некоего студийского монаха Михаила, прибывшего в Киев в 1062 г. с митрополитом Георгием. На Русь Ефрем вернулся в связи со своим поставлением на недавно открытую титулярную митрополию в Переяславле Русском (Южном; ныне Переяслав-Хмельницкий). Эта кафедра была учреждена, как полагают исследователи, одновременно с аналогичной Черниговской митрополией в 1069/1070 г. (не раньше 1060 г. вследствие кризиса в отношениях между правителями Руси – Киевским князем Изяславом, Черниговским князем Святославом (Николаем) и Переяславским князем Всеволодом (Андреем) Ярославичами. В результате конфликта младшие братья решили вывести свои владения из юрисдикции Киевского митрополита.

 



 
PR-CY.ru